У блаженной памяти ереванского Дворца молодежи, прозванного народом «обгрызанным початком», недавно возроджился в новом проекте – в несколько более модернизированном виде, хотя и с тем же обликом и на тех же архитектурных принципах.
Авторами нового проекта, по словам председателя общественной организации «Наш город», архитектора по специальности Анаит Тарханян, являются те же самые архитекторы, которые проектировали первоначальный дворец и в новом своем творении постарались внешний облик строения, представляющего собой «национальную ценность». «Если поставить оба макета рядышком, то даже трудно бдет заметить различия», – с гордостью заявила А. Тарханян. Дворец молодежи она назвала «цельным и полноценным» творением – подобно полотнам Сарьяна, Минаса или Суренянца, – из которых нельзя ничего изъять или, скажем, перерисовать, доработать или добавить новые мазки. «Как можно редактировать, скажем, Шостаковича – вычеркивать одни ноты и вставлять другие?» – утверждает она. Будучи уверенной, что Дворец молодежи, который, кстати, даже в лучшие времена никто не осмеливался назвать «молодежным, очень важен для Еревана, А. Тарханян предлагает вознести над столицей этот же дворец, но надстроив его на 20 метров.
Но даже 63 метра прежней высоты никак не могли уравновесить главного недостатка этого строения – низких потолков. Высота гостиничных номеров этого дворца составляет всего 2,4 метра – они буквально давят поселившегося здесь, пусть даже временно, человека. Именно из-за низких потолков было принято решение снести его до сонования, ибо никакие косметические меры решить проблемсу потолков не могли. Новый дворец должен вырасти на 10 метров, чтобы можно было довести высоту потолков до 3,3 метра. Предлгаемый А. Тарханян проект и несколько шире, поскольку в холле планируется разместить зимний сад и установить лифты. Все остальное – без изменений.
Однако идея копии вряд ли будет принята, поскольку Эдуард Аветисян, президент компании «Авангард моторс», являющейся собственником дворца молодежи, уже выбрал новый проект. Автором проекта гостиничного комплекса типа «раскрытая книга» или «ангел с распростертыми крыльями» стал живущий в Германии русский по национальности архитектор Сергей Чобан – этот проект уже представлен общественности. Анаит Тарханян резко против этого проекта. «Новое здание слишком большое и слишком тяжеловесное для этого небольшого парка и очень плохо будет смотреться из разных точек города», – говорит она, добавляя к этому, что в ходе строительства будет очень трудно обеспечить все необохдимые строительные требования – сейсмические, инженерные, коммуникационные и т. д. Но даже если все будет соблюдено в точност, А. Тарханян все равно будет против: «Я против того, чтобы уничтожались наши культурные ценности». А в том, что Дворец молодежи обогатил культуру нашей столицы, она ничуть не сомневается. «Я не хочу, чтобы нарушалась уже существующая среда, в которой создавались ценности», – утверждает А. Тарханян.
Примечательно, что точно тем же принципом руководствуется и С. Чобан, один из самых удачливых архитекторов постсоветского времени, стремящийся одновременно и удивлять, и сохранять. И идея гостиницы-«ангела» кажется намного естественней нашему обществу и ншей охваченной строительной манией среде, обожающей возводить только «уникальное», «беспрецедентное», «эксклюзивное и «элитарное». А собственник Дворца молодежи же успел назвать будущую гостиницу «восьмым чудом света».
Ссылаяст на статьи Конституции РА, А. Тарханян утверждает, что разрешение собственнику на снос Дворца молодежи дано с определенным условием: «Он должен реконструировать прежний проект», – и представленный ею проект является обновленной копией старого дворца. Руководитель общественной организации обращалась в различные инстанции с письмами, в которых требовала создания группы независимых экспертов, которые будут руководствоваться исключительно законом. И хотя А. Тарханян утверждает, что их организация ни в коей мере не препятствует желаниям собственников, однако она готова на все шаги ради воплощения в жизнь своего проекта. Она хочет поднять шум, привлечь внимание международных организаций в связи с нарушением авторских прав. «Если я начну судеьбный процесс, ни один зарубежный инвестор не станет финансировать этот эмпирический и вобнтаристический проект. Все известные армянские архитекторы уже негативно относятся к этому проекту», – убежденно говорит А. Тарханян. По ее словам, у Э. Аветисяна возникнут и проблемы с получением кредита. Поскольку 70 процентов имущества будет уничтожено и он лишится залоговой ценности, он не сможет обеспечить достаточного залога и лишится права на получение кредита.
По мнению г-жи Тарханян, уничтожая в последнее время архитектурные творения Еревана, мы уничтожаем и его историко-культурный слой. «А может, создаем новый?» – спросили мы. «Новое нужно создавать на новом месте, как это сделал хозяин квартала «Ваагн»!» – ответила А. Тарханян.
Почему-то у нас оказывается очень много мест, где обязательно должно что-то стоять, но почему-то не стоит. Одним из таких мест является площадь Республики, оставшаяся без глвного памятника или скульптурной группы. По мнению А. Тарханян, на площади нужен памятник. Снос пьедестала памятника Ленину она сочла преступлением, а сам этот пьедестал сравнила с кафедральным собором.
P.S. Каждое строение носит печать своего времени. И у каждого времени свои ошибки, ибо далеко не все архитекторы, поэты и художники творят шедевры. Строительство здания – событие историческое, но историческим событием является и снос здания. В любом случае именно город – с его домами, улицами, структурами – призван служить людям, а не наоборот. Насколько служит ереванцам и насколько обогащает его прежний Дворец молодежи, насколько люди тоскуют по нему? Никто этого не может сказать. Многих это здание оставляет равнодушным.