До конца 2006-го года остались считанные дни. Потом, когда мы начнем обобщать экономические итоги минувшего года, то обязательно вспомним несколько важных аспектов. На первом месте окажется газовая тема и феномен современной армянской жизни – «укрепление драма».
А в том, что это будут помнить, сомнений не вызывает. Как любят выражаться наши официальные лица, драм вновь начал «крепнуть». Курс доллара какое-то время стабилизировался на уровне 380 драмов, но теперь в обменных пунктах его берут за 362. На сей раз «укрепление» драма, может быть, станут объяснять предновогодними покупками. Мол, произошел новый массовый выброс долларов на рынок: люди достают из-под матрасов «заначенные» доллары и переводят их в драмы, чтобы «отовариться» на Новый год, вот его цена и падает…
Между прошлым и настоящим
В чем особенно преуспевают наши власти, так это в поисках причин. И, что интересно, сегодня они могут назвать одну причину, а завтра – другую. Впрочем, причинами укрепления драма неизменно называются рост экономики и внешние трансферты.
Вернемся немного назад. Если открыть архив курсов на официальном сайте ЦБ или публикации Национальной статистической службы, то можно убедиться, что «подниматься» драм начал с сентября 2003-го.
Что же происходило тогда?
Рост экономик знаменовался теми же двузначными цифрами: в 2002-м рост экономики составил 12%, а в 2003-м он был вообще рекордным – 12,9%. Но почему тогда не наблюдалось роста драма, хотя темпы развития экономики были гораздо выше?
На этот вопрос никто так и не дал убедительного ответа. Говорят, доллар обесценивался во всем мире. Однако нигде он с 2003-го года не «похудел» почти на 40% – как в Армении (с 580 до 362 драмов).
Утверждают еще, что внешние трансферты очень велики, а объем их постоянно растет. Но извне, и особенно из России, в Армению всегда шел поток долларов. Объем их, может быть, действительно был тогда меньше, однако они были вполне сравнимы с тогдашней нашей экономикой (очень странным выглядит и то, что наша развивающаяся «тигриными прыжками» страна со временем нуждается во все большей и большей помощи). Трансферты сейчас выросли, но выросла и экономика.
В 2002 г. наш ВВП составил около 2,4 млрд долларов США (при среднем курсе 573,35 драмов за доллар). Только за первые 10 месяцев 2006-го ВВП РА составил около 4,8 млрд долларов – вдвое больше. Не будем забывать, что к этим 4,8 млрд добавят свою долю также ноябрь и декабрь, так что в среднем ВВП составит 5,5 млрд долларов. Это значит, что можно сказать: трансферты росли вместе с экономикой. Но если раньше они не влияли на курс, то почему воздействуют сегодня? Это тоже один из числа вопросов без ответов.
Можно сослаться и на ставшую в последнее время классической фразу: «Либо курс, либо инфляция». То есть, при высоких темпах экономического развития в стране наблюдается и столь же высокий уровень инфляции, а в нашем случае к этому добавляется и давление притока внешней валюты. И наш ЦБ, радея о народе, решил сконцентрировать все свое внимание на удержании низкого уровня инфляции – из опасения, что при твердом валютном курсе начнется место небывалая инфляция.
А теперь давайте нова вернемся на несколько лет назад. В 2002 и 2003 гг. темпы экономического роста были выше нынешних. Трансферты тоже были. А вот национальная валюта не росла. В таком случае должен был быть зафиксирован высокий уровень инфляции, не так ли? Дудки! В 2002 г. инфляция составила 1,1%, а в 2003-м – 4,7%. Совсем не страшные цифры, особенно если сравнить их с ожидаемыми в этом году 6%.
Итак, что же случилось или что же изменилось с 2002-го, из-за чего начал расти драм? Ведь даже у власти и тогда и сейчас стояли те же лица со все теми же идеями. Один из экономистов в беседе с нами высказал мнение, что было принято политическое решение о регулировании уровня инфляции. Но ведь иефляция так или иначе находилась на нормальном уровне! А поэтому цель этого решения была совершенно иной, и к ней мы еще обратимся.
До этого момента все вроде бы шло своим руслом. Экономика росла, как и сегодня – с той лишь разницей, что вместе с экономикой развивалась и промышленность. Рост промышленности (без энергетики) составил в 2002-м 24,2%, а в 2003-м – 18,2%. Для сравнения заметим, что в нынешнем году этот показатель был отрицательным: минус 0,9%.
А теперь взглянем на внешнюю торговлю. В 2002-м экспорт вырос на 48,8%, а в 2003-м – на 34,2%. Но уже в следующем году уровень экспорта резко упал: рост составил всего 4,3%. В нынешнем же году рост вообще мизерный – 2,3%, тогда как импорт вырос на 20,9%. Вот так – рост, но не в нашу пользу.
Государство стоит за вашей спиной. Но ничего делать не обязано!
Чувствуя на собственной шкуре все «прелести» роста драма, люди постепенно начали сетовать. 37% населения страны, развивающейся «тигриными прыжками», заметили, что на зеленые бумажки с портретом Франклина оно может купить меньше, чем раньше. Производители увидели, что себестоимость их продукции без всяких на то причин вдруг начала расти, а сами они – терять рынок. Им, правда, потом «объяснили», что все дело в их «деловой безграмотности», что надо перевооружаться, повышать производительность и т. д. Первоначально, правда, многие из производителей избегали говорить о своих убытках. Потом, как говорится, нож дошел до кости, и они тоже возмутились.
Поскольку речь зашла о наших внутренних производителях, то отметим еще кое-что. Какое-то время нас убежали, что повышение курса драма не вредит производству. Потом заговорили несколько иначе: да, вредит, но это забота не государства – пусть откажутся от части прибыли, чтобы не терять место на рынке. Потом сообразили, что собирать налог и отваливать в сторону – не единственная функция государства, что сваливать все на производителя и умывать руки отдает по меньшей мере цинизмом. И наступил «этап советов»: перевооружайтесь, модернизируйтесь, повышайте эффективность, и т. д.
А последним этапом стало заявление председателя ЦБ: мы, мол, не только даем бесплатные советы, но имеем даже программу помощи! Программа же такова: получить рейтинг ЦБ, выпускать акции, продавать их, а за счет вырученных денег увеличивать капитализацию. Такой вот вариант. Только вот насколько он реален и эффективен? Рынок акций у нас не развит. Существует фондовая биржа, однако большая часть заключаемых там сделок валютные. Замдиректора фондовой биржи Карен Захарян отмечает, что у них производится и торговля акциями – по часу в день. Да и объемы малы.
Не следует особо воодушевляться и присваиваемым ЦБ рейтингом, считая, что благодаря этому можно будет продавать свои акции на нью-йоркской или токийской бирже. Рейтинг этот служит скорее для пиара предприятия или компании: наверное, он может сыграть какую-то роль при выходе на внешний рынок. Кстати, г-ну Захаряну не известен ни один случай купли-продажи акций армянских компаний на какой-либо из международных бирж.
В новейшей истории Армении существует, кстати, блестящий пример дополнительного выпуска и увеличения благодаря этому капитализации. Именно таким образом «Газпром» 5-й блок Разданской ТЭЦ, скупив дополнительный выпуск акций «АрмРосгазпрома». Словом, самой лучшей иллюстрацией этого варианта может послужить поговорка: «Не околевай, осел, весна придет, травка будет!» Ибо пока люди будут хлопотать о рейтинге, выпускать акции и сбывать их, чтобы на вырученные деньги закупить новое оборудования и капитализироваться, драм и доллар вполне могут пойти один к одному.
А неопределенность продолжается
Теперь же, когда мы кое в чем разобрались (или не разобрались?), перейдем к тому, какое же решение было принято в 2003-м и о чем. Судя по его последствиям, можно сказать просто: о том, как забрать у людей доллары.
Может быть, председатель ЦБ Тигран Саркисян каким-то образом убедил верха, что ради процветания страны нужно всеми возможными средствами бороться с долларизацией. Несколько дней назад программа “Мир” показала передачу об армянском драме. На вопрос, можно ли считать армянский драм состоявшимся, г-н Саркисян ответил: его можно будет считать состоявшимся только тогда, когда уровень долларизации будет очень низким. Вот и делают все возможное, чтобы гражданин Армении хранил свои сбережения в драмах, а доллары и евро доверил им. Для какой цели – трудно сказать. Действительно ли они радеют о стране? А может, больше о собственнм интересе? Этого, пожалуй, не знают и они сами.
Кое-что, врочем сделать удалось, а именно – ввергнуть людей в сомнения, ошарашить их. И действительно, в какой валюте хранить сбережения – в долларах или валюте, тем более, что само ЦБ настаивает на втором. Все дело, однако, в том, что люди не доверяют ни правительству, ни ЦБ, ни его рейтингам, ни даже выпускаемым им драмам. И как поведут себя люди, если, превратив все свои доллары в драмы, проснутся однажды утром и увидят, что ЦБ установил курс в 600 драмов за доллар? В силу именно той самой логики, которой руководствуется и сейчас. То есть, без какой-либо логики.