Причинно-следственная связь

08/12/2006 Юрий СИМОНЯН

Первый вице-премьер, он же министр обороны России Сергей Иванов на первом форуме национальных СМИ стран СНГ и Балтии сообщил о принципах строительства межгосударственных отношений России с другими. Оказывается, в этом кропотливом процессе Москва с некоторых пор во главу угла ставит принципы рыночной экономики. «Мы торгуем и у себя внутри страны, и вне наших границ на основе рыночных принципов и будем продолжать это делать», – объявил он.

Оказывается, корень и успешных, и напряженных отношений следует искать именно в экономической сфере. Развивая эту мысль, Иванов пояснил: «В Армении цена на газ ниже, чем в Грузии. Но это не потому, что мы в силу каких-то политических причин хотим Грузии продавать газ дороже, а Армении дешевле. Дело в том, что Армения передала нам в собственность всю инфраструктуру, и это отразилось на цене продукта».

Как известно, с 2007 года «Газпром» предлагает покупать Грузии газ по 260 долларов за тысячу кубометров. Для Армении, отдавшей газовому монополисту все хозяйство, цена осталась прежней – 100 с хвостиком. Спрашивается, неужели в «газпромовских» масштабах крохотное переплетение труб с вентилями Грузии, стоит такой вот разницы? А Армения – так и будет всю дорогу получать 100-долларовый газ, потому как решила с «Газпромом» не связываться (по-плохому) и от греха подальше отдала свое еще меньшее хозяйство труб и подстанций? Причем газ, как видно из географической карты, вначале попадает в Грузию, а уж оттуда в Армению. Нет, конечно же, я не призываю уравнять цены на газ для стратегического партнера России и для страны, которая, согласно опросам, вот-вот возглавит список врагов России, или потенциальных носителей угрозы для России. Просто хочется понять.

Также хочется понять, к слову, каким образом полунищая Грузия может быть угрозой номер 1 для страны, претендующей на роль супердержавы? Ну, это, наверное, все-таки издержки пропаганды, если, конечно, запрещенные к реализации на российском рынке грузинские вина и минеральные воды не оказались приравнены к какому-нибудь биологическому оружию. Но об этом чуть позже.

Сергей Иванов в своем выступлении поведал еще об одном факте. Оказывается, самолеты из России в грузинском направлении и, соответственно, наоборот, не летают по одной причине, также очень далекой от политических, – грузинские компании задолжали денег. А нарушение почтовой связи между двумя странами, оказывается, носит даже не экономический, а чисто технический характер. Впрочем, это, оказывается, и не проблема, потому как почтовыми делами стали заниматься частные компании…

В связи самолетами возник вопрос – а чего им летать, кого им перевозить, если консульство в Грузии закрыто, визы не выдаются, а торговые отношения заморожены? Визы, однако, каким-то образом в исключительных случаях все-таки выдаются, как грузинской сборной по самбо, прибывшей в Россию на международный турнир каким-то окольным путем. Именно на это и ссылался Иванов, говоря, что проблем с Грузией нет, и что «они могут приезжать и приезжают в Россию».

Вообще, слушая премьера, сложилось впечатление, что Россию часто не понимают на постсоветском пространстве. Что, спрашивается, мешает Тбилиси не шпионов российских отлавливать, а просто-напросто погасить авиационный долг и ввести отношения в нормальное русло? Или не истерики на весь мир закатывать об энергетическом давлении, а отдать магистральный газопровод «Газпрому»? Не об экономической блокаде твердить и угрожать в ответ наложением вето на вступление России в ВТО, а разобраться с собственным виноделием и чтобы состав минеральных вод соответствовал написанному на этикетке? Казалось бы, ничего. Только одна вот незадача – все эти несоответствия на этикетках с составами, «самолетные» долги и газовые подорожания начались после шпионского скандала – когда Тбилиси с чрезмерным и явно ненужным шумом выдворил из Грузии офицеров ФСБ. Т.е. вначале все-таки была политическая причина, вызвавшая экономическое следствие, которое, в принципе, само по себе, конечно, могло стать причиной нынешнего российско-грузинского кризиса. Но не стала.

Впрочем, появились симптомы того, что Россия может ослабить хватку на горле хлипкой грузинской экономики. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко недавно обмолвился, что знаменитого «Боржоми» на российских прилавках не хватает и выразил надежду на то, что Тбилиси наладит производство высококачественной знаменитой минералки и поставки возобновятся. А тоска россиян по «Боржоми», видимо, оказалась столь сильна, что прилавки магазинов спешно пришлось забивать минеральной водой «Багиатти», произведенной во Владикавказе. Этикетка – один ко одному срисована с «боржомной». Кстати, вода «Багиат» разливается в Цхинвальском регионе Грузии. Очень даже вкусная водичка. А вот похожий на «Боржоми» «Багиатти» оказался так себе. Дрянь водичка.