Путать «юбилей» и «годовщина» – одна из самых распространенных ошибок. Например, многие могут сказать или написать: «Сегодня семидесятилетнимй юбилей со дня смерти Комитаса» или «Наступила пятнадцатая годовщина независимости Армении». Чтобе не позволить себе таких ошибок, следует элементарно знать, что юбилей относится только к событиям радостным, а годовщина – к тем, что совсем наоборот.
27-го ноября исполнился ровно год с момента проведения реверендума по изменениям в Конституции. Является ли это годовщиной или однолетним юбилеем, я, честно говоря, сказать затрудняюсь, поскольку никаких мероприятий по этому поводу не проводилось – ни праздничных, ни траурных.
Кое-кто может заметить, что, согласно официальному государственному календарю, Днем Конституции объявлено 5-е июля, то есть день принятия первой Конституции РА. Однако данное замечание имело бы смысл лишь в том случае, если бы
этот жаркий солнечный день знаменовался хоть какими-нибудь подобающими торжествами. Я лично, например, не помню, чтобы в этот день царило праздничное настроение или случился бы салют. Нет – самый обычный выходной день. Газеты, правда, сообщают, что президент и премьер обратились с посланиями к родному народу, желая ему оставаться верными закрепленным по данному поводу демократическим, правовым, социальным и прочим …ическим и …ым ценностям,
Ставя эти многоточия, я вовсе не хочу оскорбить Основной закон нашего государства. Как бы ни был он дисредитирован несостоявшимся референдумом, он все равно дает нам возможность избавиться от вторичных крестных отцов. Ибо, согласно церковным канонам (нашей Армянской Апостольской церкви), крещение и его засвидетельствование могут быть совершены лишь единожды. И если ты при крещении выбрал в качестве крестного отца кого-то из членов партии «Страна законности», то в случае изменения ситуации все равно не можешь отказаться от него, ибо обет, заключенный пред ликом Господа, нерушим.
Оппозиционеры, может быть, заявят, что ни первый, ни тем более второй референдум по Конституции не имеют никакого отношения ни к вере, ни к религии, ни к кредо или прочим подобным вещам. Однако их заявления гроша ломаного не стоят, поскольку эта Конституция плохо ли, хорошо ли, но действует, причем действует при оживленном участии европейских структур, иностранных посольств и прочих ее крестных отцов.
А это значит, что закрепленные в ней ценности (не так давно они назывались директивами) не имеют срока годности и что эти директивы или ориентиры будут действовать до тех пор, пока кто-нибудь в нервном пароксизме не объявит их недействительными. А значит, да здравствует демократия – самый эффективный из изестных доныне способов государственого управления!
Но если из этого самого эффективном способе государственного управления исключено участие народа с ео стремлениями и целями, то он может – не претерпев при этом никаких изменений! – превратиться, скажем, в демократический централизм – тот самый знакомый нам с директивной эпохи термин, который скорее означает действие принципа «все для одного», чем «один для всех», хотя в не столь уж отдаленные времена дело представлялось как раз наоборот.
И если мы проанализируем нынешнюю предвыборную ситуацию, то увидим, что сегодня действуют оба этих принципа, хотя ни от того, ни от другого народу нет никакой выгоды. Партия «Процветающая Армения» (далее ПаПА) утверждает, что у нее двести тысяч членов. Это значит, что ровно столько народа работает на одного-единственного ПаПУ. Республиканская партия Армении (далее РеПА) горделиво заявляет: у нас теперь есть могучий ПАПА, что должно означать: этот некий ПАПА-РеПА будет работать на всех.
В случае природной катастрофы и тот и другой обречены на неудачу, ибо оба понимают: подчиненная масса связывает с ними надежды по одной единственной причине – больше просто не с кем…
Под природной катастрофой я имею в виде не разрушительное землетрясение или сильный градобой. Природной катастрофой в данном смысле может быть воскрешение мертвых, которое в религиозном аспекте хронологически совпадает со Страшным судом.
Но… Но все-таки сегодня – ровно год, поэтому не стоит, наверное, говорить о Страшном суде и праведном возмездии. Лучше, наверное, обратить взор на внутреннее кладбище – чтобы не пропустить момент собственного воскрешения.