«Да, если время пришло, то и сам Мгер, воздев Меч-молнию, выйдет из скалы!» – пообещал на состоявшемся в минувшую субботу съезде партии «Национальное единение» руководитель партийной структуры ереванской общины Кентрон Саркис Мурадханян, на что его большие и малые партсоратники ответили единодушным согласием.
С. Мурадханяну продолжают не нравиться звучащие в эфире обвинения о том, что оппозиция не может выдвинуть из своих рядов хотя бы одного харизматического лидера. Обращаясь к своему товарищу по партии, директору Норкской психиатрической лечебницы Александру Мелик-Пашаяну, он сказал: «Нельзя так – вылечив человека серединка на половинку, выпускаете его в народ, навязывая на нашу голову… Какой канал ни включишь – все об этом. Ну ладно, если даже не я, то народ ведь сам скажет: куда уже харизматичней, чем Арташес Гегамян!» И все захлопали, в том числе и сам А. Гегамян.
21 партию и организацию, примкнувших к агитации «Да – Конституции», С. Мурадханян назвал сыновьями лейтенанта Шмидта, а А. Гегамян – кроликами, которым кажется, что им разрешают плодиться из великой любви к ним. «И даже не ведают, что их держат ради того, чтобы в нужный момент пустить под нож!» – предупредил он блок 21-го, добавив, что не понимает, как может знать этих «кроликов» дашнак Армен Ростомян, если их не знают даже «в одном очаге, в одном подъезде живущие с ними люди».
Выступление А. Гегамяна было целиком посвящено тем, кто в этом году осмелился плохо отозваться о нем – начиная с марксиста Давида Акопяна. «В его партии всего три человека – один пока дышит, остальные уже нет. Пока что дышащий – это он сам, а уже неживые – портреты Маркса в юности и зрелом возрасте! А недавно он заявил по первому телеканалу, что оппозиция измельчала и назвал ее «ики-бир», – возмутился он. – Как я понимаю, этот человек нуждается в серьезной разъяснительной работе, и работа эта будет проведена как со стороны территориальной организации, так и президиума!» – напоследок пригрозил марксистам бывший коммунист Арташес Гегамян.
Следующей его мишенью стал руководитель Обновленной компартии Юра Манукян. «Агитатор ленинской идеологии заявил: мы должны приблизиться к европейским критериям – ибо как можем не приблизиться? Так что же изменилось, если ты не только молчаливо признаешь нравы отвергаемого тобой общества, но даже пропагандируешь? – вопрошает А. Гегамян и сам же исторически обосновывает эту трансформацию: – Помните: Брут предательски заколол кинжалом Юлия Цезаря – якобы спасая республиканский строй. Шарль де Корде убил Марата, который лежал в ванне. А чтобы быть ближе к нашей действительности, скажу: Наташа Королева изменила Игорю Николаеву. И точно так же Ю. Манукян изменил идеям Ленина!»
А. Гегамян уверен, что принятый в первом чтении проект Конституции подвергся изменения только после того, как «Роберт Кочарян созвал коалицию и надрал всем уши». А поставленный на референдум проект, по мнению А. Гегамяна, вполне положителен, только это «порождение» не коалиции, а Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна. Желая более красочно живописать эту трансформацию, он рассказал анекдот: «Курицу спросили: каково твое самое большое достижение? Пятикилограммовое яйцо, отвечает она. Спрашивают: а какова твоя самая заветная мечта? Отвечает: снести десятикилограммовое яйцо. Спрашивают петуха. Самое большое мое достижение – то, что курица снесла пятикилограммовое яйцо, ответил он, а самое заветное желание – набить морду страусу, потому что это пятикилограммовое яйцо не от него, петуха, а от страуса. – И продолжил: – Эта притча показывает, что данный проект конституции порожден вовсе не коалицией. Это пятикилограммовое яйцо-проект коалиция снесла коалиция. Снесла под диктовку не петуха – своих руководителей, – а страусов. В данном случае страусы – Роберт и Серж – образы положительные. А роль петуха играют руководители коалиции, которые все равно знают, что петуха изнасиловали, и как только придет время, отомстят страусам».
После столь образных сравнений А. Гегамян перешел к земляческим союзам, в частности, к «Ниг-Апарану» и его почетному председателю, генеральному прокурору Агвану Овсепяну. «Скажите, какая статья Конституции мешает вам схватить преступника за руку? Какая статья мешает вам вывести на чистую воду расхитителей десятков миллионов долларов? – вопрошает председатель «Национального единения» и продолжает: – Хотите решить вопрос коррупции… Ну что ж, назову вам один адрес: построили в лесу роскошную гостиницу и назвали «Голден пэлэс», ибо с самого детства в их окружении говорили по-английски. «Даже не «Палас», потому что это напоминает о том, как они стелились под ноги. Здание обошлось в 10-12 миллионом долларов, но пойдите спросите доставившие стройматериал фирмы: а НДС вы платили?! Именно поэтому мы говорим, что при этих властях никакие изменения в Конституции не приведут ни к чему хорошему, именно поэтому призываем – пойдите и скажите «нет» этим властям!»
При всей пламенности своего выступления А. Гегамян все же не преминул предложить властям сделку – всем вместе сказать «да» Конституции, а взамен власти должны пообещать распустить НС и сформировать новое правительство: «Да и народ скажет: да, они образумились и хотят, чтобы в стране действительно произошли положительные реформы, и создают предварительные условия для свободных и честных выборов».
Правда, г-н Гегамян так и не объяснил, каким образом собирается сотрудничать с «этими властями», которые, по его мнению, «сколько бы ни меняли гнездо, все равно будет смердеть, потому что воняет от них, а не от других кукушек»…