Американский фильм может быть запрещен в СНГ

03/12/2006 Артак АЛЕКСАНЯН

После знаменитого докуметального фильма Майкла Мура в Америке надолго забыли о докуметальных блокбастерах. Кинокртики объясняют невероятный успех Мура уникальным сочетанием ультраполитики, суперэгоцентрики и гиперреальности (понимаю, что это сложные слова, но их придумал не я, а кинокритики).

Сейчас на американских киноэкранах с успехом стартовал фильм «Борат» – ни документальный, ни художественный. Это всего лишь коммерциализированный, однако насыщенный определенными художественными изысками постмодернистский киноэкзерсис на тему муровского фильма, сделанный с использованием технологии «субъективной камеры» и всего с одним героем.

Амерканский комедийный актер Саша Барон Колэн воплощает главного героя – путешествующего по Америке журналиста Бората Сагиева, казаха по национальности. Лента эта напоминает пронизанный юмором докуметальный фильм. После его просмотра трудно даже определить, хорош он или вульгарен. Во-первых, армянского зрителя ожидает шок. Второй герой, продюсер Бората, почему-то говорит на западноармянском, а воплощает его Кен Давитян. Кто он, я не знаю, но выглядит так: толстый, лысый, с кустистыми бровями, обманщик и пошляк. В конце фильма он раздевается догола и борется с Боратом. Этот эпизод самый, пожалуй, отвратительный во всем фильме.

Бограт иронизирует над мусульманами, издевается над евреями и гомосексуалистами, демонстрирет отсталость казахов и ограниченность американцев. Борат оскорбляет феминисток, выкладывает на стол испражнния собственого производства, пытается изнасиловать Памелу Андерсон, показывает нам студентов-неофашистов и экстремистов-церковников с их кредо (правда, так и непонятно, какая это именно секта). Борат в фильме неотесан, невежествен, вульгарен и циничен и при этом довольно забавен.

Ради «Бората» в кинотеатры ломятся. Он уже собрал 100 млн долларов. Смелость английского актера воистину достойна похвалы. Он отважился представить мусульман самыми невыгодными красками, при этом в свете нынешнй войны в Ираке, высмеивать евреев и в америке, а самих американцев выставлять в качестве общества ограниченных придурков… И больше всего удивляет то, что именно имериканцы больше всего хохочут во время фильма.

Кстати, в России этот фильм запретили показывать в кинотеатрах: русские опасаются, что он может оскорбить религиозные чувства российских мусульман и национальное достоинство казахов.

Еще до премьеры посольство Казахстана направило белому дому ноту протеста. Накануне визита Назарбаева американские казахи даже организовали митинг протеста в Вашингтоне, требя изъять из проката этот фильм, считая, что он в оскорбительном и искаженном свете представляет обычаи, нравы казахов, их женщин, гигиену этой нации. Казахстана, как страны, в фильме нет – он присутствует лишь в сравнении с американской действительностью.

Да, кстати, фильм почему-то завершается фотографией Ильхама Алиева. Какое отношения имеет он к Казахстану, так и остается непонятным. Таким образом, впервые в истории американский фильм может быть официально запрещен в России, Казахстане и, наерное, в Азербайджане. А запрет, как обычно бывает в таких случаях, становится лишь рекламой. При такой рекламе фильм «Борат» на DVD-дисках через несколько дней дойдет до СНГ (если уже не дошел): российские пираты исключительно оперативно откликаются на спрос…

Армянские прокатчики вряд ли дерзнут показывать в Армении фильм, запрещенный в России: никому не захочется из-за какого-то фильма портить отношения с Кремлем.

Хуже всего то, что английский актер и группа сценаристов сравнили или даже уподобили армян казахам. Понятно, что им было все равно, на каком языке, кроме английского, будет говорить герой. И, между прочим, армянский продюсер Бората в фильме сыпет такими ругательствами, что даже у армянина уши завянут. Так что это один из тех случаев, когда появление в мировом киноматографе армянской речи вообще не доставляет никакого удовольствия.

Сам автор фильма утверждает, что хотел всего лишь развлечься и именно поэтому не придерживался никакой принципиальной сценарной, нравственной, эстетической, статистической, этнографической, языковой, исторической и любой другой точности. Это просто попытка заработать деньги. Так что, говорят, следует вскоре ждать и второй части…