Существует анекдот: ежедневно прохожий дает 1000 дам попрошайке, стоящему на обочине дороги, по которой он идет на работу. Со временем он уменьшает сумму до 500 драм. А однажды он прошел мимо попрошайки чуть ли не бегом. Тот спросил: “Что случилось”. “Понимаешь, я женился, теперь у меня есть дети, расходов стало больше, прости”. “Ты что, решил за мой счет семью содержать”, – сказал попрошайка.
Некрасиво делать подобные сравнения, но есть нечто общее между этим попрошайкой и нашей страной. Последний телемарафон всеармянского Фонда “Айастан” – яркое тому подтверждение. Найдутся те, кто скажут, что журналисты критикуют все. Что ж, поскольку восхваляющих много, давайте сохраним равновесие. А для этого давйте на мгновение отвлечемся от эйфории, охватившей многих 13,7 млн долларами пожертвований.
Посмотрим на нашу страну с другой точки зрения. Телемарафон транслировался по всему миру, его могли наблюдать также иностранцы. А теперь представьте себе, что мог подумать неосведомленный иностранец, наблюдающий его. Он не занет, где расположен Гадрут, каков объем бюджета Армении и Арцаха. Он не знает, что суммы, выделяемые на строительство дорог, очень удобно присвоить.
Он просто видит, что любовь к Родине у нас измеряется деньгами. И больше ее любит тот, кто пожертвует много денег. А от марафона создавалось именно такое впечатление. “Не медлите. Позвоните и пожертвуйте сумму”.
И наконец иностранец видит, что президент некой страны не поленился, приехал в эту студию, чтобы уговаривать людей делать пожертвования. Он видит, как президент любезничает с крупными предпринимателями и уговаривает одного из них выставить свою кандидатуру на предстоящих в НКР президентских выборах /хотя бы и в шутку/, а затем с нетерпением говорит: ну, говорите, сколько вы пожертвуете. Продолжение не менее интересно. Предприниматель отказывается выдвигаться президентом НКР, но зато говорит, что сделает все, чтобы создать условия для избрания на третий срок действующего президента. И все это видит иностранец. Однако он не знает, что живущий вне Карабаха не может быть его президентом. Не знает также, что президент НКР не может быть избран на третий срок. Зато об этом знают Сопредседатели Минской группы ОБСЕ. И вполне возможно, что, скажем, Метью Брайза очень внимательно наблюдал за разговором и ждал, что ответит на это президент Аркадий Гукасян. Можно было хотя бы ради приличия сказать, что он не имеет на это право. Но нет, Гукасян скромно промолчал.
Вернемся от Метью Брайзы к нашему несведущему иностранцу. В конце телемарафона он увидел, что на продолжении 12 часов всем армянством /более чем 9 млн человек/ собрана сумма ,которую выплачивают за приобретение среднего футболиста для участия в Футбольной лиге Франции или Испании. И, возможно, на следующий день с улыбкой расскажет об этом своему другу. И может быть этот друг спросит: “Это та Армения, о которой по CNN говорят: “Your route, Noahs route”-/Ваш путь – это путь Ноя/. И их представления о пути Ноя будут весьма своеобразными. А путь, по которому мы действительно идем, не изменился на протяжении лет и следует одной логике: диаспора нужна лишь дляпожертвований. Попросим денег – построим дороги, школы, поставим на ноги села. 6-миллионная диаспора нужна нам лишь для денег. Время от времени стараются придать этому разные формы, скажем собирают со всего мира армян на “конференцию предпринимателей”. А в конце выясняется, что нужны деньги. И все это транслируется по нашим телеканалам. Показывается с гордостью. Говорим об авторитете, имидже нашей страны, а сами просим денег и показываем это телезрителям по всему миру.
Впечатление, оставленное назрителях, имеет второстепенное значение. У нас одна мера: любишь Родину – плати деньги. Это касается также наших местных предпринимателей. Налоги – это не доказательство любви, это плата за право “любить” Родину. А для большего выражения этой любви надо делать пожертвования. В этом наших хотят “пристыдить” наши зарубежные земляки. Например, Альбер Бояджян в прямом эфире оповестил Гагика Царукяна, что ждет его звонка. А наши предприниматели Михаил Багдасаров, Рубен Айрапетян и Самвел Алексанян обещали пожертвовать 100 тысяч и по 50 тысяч долларов соответственно. Однако любовь, как известно, не бывает односторонней. Ведь и Родина должна любить своих сыновей. И по той же логике должна защищать их интересы, своих предпринимателей, в особенности производителей. Но здесь любовь заканчивается. Здесь Родина в лице государства “умывает руки”, советует первооружаться, становиться конкурентоспособными. Не можете, значит убирайтесь, вас не за что любить. То, что при оказании помощи собственному производителю не было бы необходимости в попрошайничестве, никого, кажется, не интересует. Ничем не проявляется также любовь к диаспоре. Кроме красивых слов, Гарни – Гегарда – Севана нет ничего. И может, настанет день, когда люди пойдут по другой дороге, чтобы не встречаться с нами.
Добавим, что не ставим перед себой цели охаивать Фонд “Айастан”. Он действительно занят серьезными делами и по сегодняшний день проделал очень много работы. Проблема в том, что сам процесс пожертвований вызывает противоречивые чувства. Можно организовать сбор средств, сохраняя одновременно чувство достоинства. Но мы вынуждены примириться. В конце концов, все, что сделал Фонд, должно было сделать государство.
P.S. Отметим, что некоторые государственные структуры послужили уроком патриотизма. Например, Центральный банк пожертвовал всеармянскому Фонду “Айастан” для осуществления его программ 29 тысяч долларов /конечно, в национальной валюте/. Отметим также, что эта сумма была собрана из личных средств сотрудников. Довольно внушительная сумма. Немного больше, немного меньше Родину “полюбили” и другие государственные организации, передав различные суммы.