От Уффици до пиццы

28/11/2006 Т. ХАЧАТРЯН

Итак, без особых усилий удалось выяснить, что международный бренд председателя партии «Страна законности» (ПСЗ) Артура Багдасаряна есть не что иное, как блеф чисто местного, а точнее – ПСЗ-го производства. Ибо, как любит наставлять своих партийных соратников сам Артур Багдасарян, очень многое в политике основано именно на блефе.

И чем крупнее блеф, тем меньше ставится он под сомнение. В рамках этого самого блефа «Страна законности» периодически заявляла о том, что во время своих зарубежных поездок у А. Багдасаряна берут интервью крупнейшие международные издания. Расчет прост: услышав одни лишь их названия, мы должны в восторге закатывать глаза и благоговейно произносить «О-о-о!», а политический рейтинг ПСЗ – взлетать до небес. Однако последний зарубежный визит председателя ПСЗ, после которого вновь зазвучали названия авторитетнейших европейских изданий, внес окончательную ясность в то, что понимает ПСЗ под интервью.

Так, например, 10-го октября, когда председатель ПСЗ был в Институте кавказской политики Королевского колледжа Лондона, в тот же день, в тот же час и в том ж самом месте находились и журналисты этих самых изданий, которых А. Багдасарян видел лишь издали как и они его). Понятное дело, что журналисты пришли туда вовсе не ради председателя одной из армянских партий. Это похоже на то, как если бы кто-то оказался в магазине одновременное с голливудской звездой, а потом начал распространяться о том, что звезда зашла в магазин специально ради него. Эта история весьма напоминает дргой происшедший с А. Багдасаряном случай. Будучи еще председателем НС РА, он в коридоре французского Сената прошелся рядом с Никола Саркози, а окружение А. Багдасаряна тут же пустило в обращение информацию о том, что лидер ПСЗ имел личную беседу с вероятным кандидатом в президенты Франции, из чего явствует, что последний желал бы видеть в должности президента Армении именно Артура Багдасаряна.

И, кстати, таких случаев в жизни А. Багдасаряна немало. В свою бытность спикером НС он ходе своих визитов заставлял давать информацию о своих встречах с руководителями тех или иных международных структур, пусть даже это было на каком-либо банкете, а вся «встреча» ограничивалась обменом протокольными любезностями. Неудивительно поэтому, что представительства некоторых международных организций в Армении несколько раз публично опровергали сообщения о подобных встречах. Тем не менее, задумка такого рода политического блеф-пиара ПСЗ была неплохой: в преддверии предстоящих выборов «Страна законности» сремилась представить своего председателя в качестве единого кандидата Запада, Востока, Севера и Юга, пользующегося безоговорочным доверием лидеров всех континентов. Для достижения этой цели А. Багдасарян и его команда такие вещи, как придуманные интервью западным изданиям и вымышленные встречи с Саркози и другими деятелями, не считали большим грехом, тем более, что пиар-технологии законодательством Армении не урегулированы.

К разряду той же пиар-технологии относятся и полученные Артуром Багдасаряном медали и значки, услышав о которых, среднестатистический армянский избиратель должен осознать, что ему ничего больше не остается, как только проголосовать за лидера, получившего «добро» от всего мира. А поскольку, по мнению ПСЗ, получение европейской медали уже предопределяет исход президентских выборов 2008-го года, мы позволим себе не согласиться с этой мыслью и провести беглое сравнение полученных А. Багдасаряном медалей, о которых, кстати, никак не упоминается в его биографии, со званиями, медалями и значками также экс-спикера Армена Хачатряна. Будучи председателем НС, Армен Хачатрян удостоился высшей награды Вселенской Восточной церкви – ордена Святого Игнатия Теофороса. Это, кстати, не единственный такой орден А. Хачатряна: в 2001-м он получил орден Святого Андрея – высшую награду ортодоксальной церкви, а в 2002 г. патриарх Всея Руси Алексий II вручил ему в Москве ежегодную награду международного фонда «Единство православных церквей».
С ним вместе этой награды удостоились президент РФ Владимир Путин, заместитель главы правительства Ливана Исама Фарес и святейший патриарх Сербии Павел. Через несколько недель после этого генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацуура вручил ему серебряную медаль этой организации, а Бюраканская обсерватория назвала именем А. Хачатряна новое небесное тело. Кроме того, А. Хачатрян является также почетным членом Союза писателей Армении. И все это – лишь ничтожная часть всех тех наград и званий, которых в одном лишь последнем году пребывания в должности спикера НС удостоился предшественник Артура Багдасаряна. Так что, если следовать логике ПСЗ, то в свое время весь мир в лице его политических лидеров и верховных патриархов жаждал видеть следующим президентом Армении именно Армена Хачатряна. Хотя всем и каждому понятно, что ордена, медали и звания эти имеют чисто протокольно-церемониальный характер и вручаются «по должности».

Что же касается Артура Багдасаряна, то несмотря на «вселенский шум», поднятый по поводу его «международного признания», никто до сих пор не увидел ни его высшей французской награды, которая все никак не дойдет до Армении, ни пожалованной ему канцлером Австрии медали, за которой, говорят, А. Багдасарян поедет лично. И можно себе представить, какой барабанный бой подняло бы ПСЗ, если б именем А. Багдасаряна назвали какой-нибудь астероид или если бы он получил какую-нибудь награду одновременно с президентом России!

Трудно судить о том, как на самом деле относится Европа к Артуру Багдасаряну, но то, что сам А. Багдасарян не особо уважает эти самые европейские ценности, бесспорно: в этом не раз убедились члены сопровождавшей его делегации. Так, например, во время своего официального визита в Италии, он побывал во Флоренции, где находится всемирно знаменитая галерея Уффици. Хотя день был нерабочий, мэр города специально для председателя Национального Собрания Армении велел открыть галерею. И как вы думаете, пошел наш тогдашний спикер Артур Багдасарян полюбоваться творениями Леонардо и Ботичелли? Черта с два! И армянская сторона вынуждена была соврать, что председатель парламента Армении внезапно простудился – тогда как совершенно здоровый А. Багдасарян сказал членам делегации: «Да ну его, какой еще музей, неохота, пойдем лучше пиццу поедим!» Примерно то же самое учудил он и в Париже, когда ему купили 500-долларовый билет в оперу, но ему опять была «неохота» слушать оперу. Нам, правда, так и не удалось выяснить, каким именно блюдом заменил в тот день оперу Артур Багдасарян…