В эпоху “железного занавеса”, когда армяне покупали “фирму” только в “ахпарском доме”, в “чековом” или московских магазинах “Лейпциг” и “Белград”, более всего из одежды они любили “адидасовскую спортивку”, из магнитофонов предпочитали “Шарп” три семерки”, а самым вожделенным из холодильников был “Розенлев”. Однако эти товары не всем были доступны. Относительно же доступными для средних советских граждан, в том числе и армян, а значит, и самыми любимыми, были туфли “Цебо”, финские костюмы, “импортные костюмчики” и французские одеколоны. Но даже в Советском Союзе, словно назло “кока-коле” и “бабблгаму”, считавшимися символами США, с 70-х годов начали выпускать “пепси-колу” и армянскую мятную жвачку. Чуть позднее – и егвардский “адидас”А это означает, что раскрученных брендов не избежали даже коммунисты, для которых самым раскрученным брендом к этому времени был Ленин.
Когда в независимой Армении поняли, что на “Джермук” и молибден могут прожить в лучшем случае их владельцы, когда коньячный завод перестал быть армянским и мы уже всем надоели своим Араратом, то решили, что пора создать свои бренды. И тут же с ходу началось повальное общенациональное брендирование. В первую очередь начали “раскручивать” имена своих детей и других любимых существ. Но поскольку имена детей у армян, как, впрочем, и у других народов, часто повторяются, то из этого ничего особого не вышло. Тогда пришла пора сокращений личных имен. Например, “ФЕРО”, означающее слитносокращенное Феликс и Роберт. Или “Мика” – скорее всего, ласково-уменьшительное от Михаила. Дальше наступило время настоящих аббревиатур: концерн “Двин”, концерн “СИЛ”. После концернов пришел черед холдингов, к примеру, “АЛМ-холдинг ”. Но армяне не были бы армянами, если бы не приступили к брендированию даже политики. Ни одна из десятков бессмысленных политических партий не называлась, естественно, именем любимого прелестного чада (если, конечно, “Шамирам” – не имя чьей-то дочки). Но зато обратите внимание, какие названия имеют наши партии и их абревиатуры: “Процветающая Армения”, “Страна законности”, “Могучая Родина”, ХРАП, ПЛОП, ПЛАП – только ХЛЮПа и не хватет! Больше того, некоторые политические объединения успели даже ребрендироваться, например, “Корень” превратился в “Альтернативу”. Что же касается самих политических деятелей, то ребрендинг у них, кажется, изначально в крови: из ПСЗ в “Бизнесмен”, из “Нардепа” в Республиканскую, из республиканской – в “Республику”, из СКП в КПС и далее по нарастающей.
Но, как бы то ни было, а следует признать, что в смысле брендирования кличек мы действительно “впереди планеты всей”. Кое-кто из наших политических деятелей до сих пор, наверное, не подозревает, что Ширак – вовсе не кличка, данная по месту жительства, а фамилия президента Франции. Коль же (в армянском, конечно, без мягкого знака – Кол, т. е. “куст” ), не имеет ничего общего с плантациями конопли и даже вообще не растение, а немецкая фамилия, причем канцлера. А куст по-английски будет “буш”, но и это не кличка. Да и Гризлов (“гризлов” в армянском написании), в отличие от многих наших депутатов, отнюдь не весь день проводит с гризетками…
А теперь попытаемся прикинуть, какой же из популярных брендов более всего соответствует армянским политическим деятелям и партиям. Так, АРФД – скорее всего “кока-кола”, ибо “всегда”. Степан Демирчян – “ФЕРРО”, поскольку нашему народу, кажется, суждено пройти с ним долгий путь. Арташес Гегамян – расхожая бытовая техника, что продается на ярмарках, скажем, “Panasonic», потому что он – псевдооппозиция. «Страна законности» – разводной ключ, потому что захотят – увеличат, захотят – уменьшат, а кроме того, сгодится и как власть, и как оппозиция. «Процветающая Армения» – неразрезанный арбуз: бог весть, что там внутри. РПА – новейшие из рекламируемых памперс-подгузников: влезает столько, что даже не поймешь, каким образом. «Новые времена» – патентованный американский товар российского производства, ибо вечно ратует за цветную революцию на русские деньги. Коммунисты и национал-демократы – точно «ЛЕГО»: собирай и разбирай как душе угодно. Объединенные трудовики очень походят на американский футбольный клуб «Космос» 70-х годов (он известен тем, что за 6 млн долларов приобрел Пеле) – здесь один играет, остальные подпевают. АОД больше напоминает антикварный сувенир – красивая, но никому не нужная вещь. Остальную партийно-политическую «мелочевку» можно сравнить с брелком: рассеянно покрутят на пальце, потом заменят чем-то другим.
Но я все-таки оптимист и считаю, что в действительности армянский бренд должен явиться миру в совершенно ином облике. Если не как «Майкрософт» или «Мерседес», то хотя бы как коньяк «Наири».