Следствие экзотической конкуренции

22/11/2006 Армен БАГДАСАРЯН

Оказывается, нынешняя армяно-турецкая граница нелигитимна и каких-либо правовых оснований не имеет, поскольку кроме начертанных еще Вудро Вильсоном границы между Арменией и Турцией никаких других документов правовой значимости по этому вопросу нет. Вот с таким экзотическим заявлением выступил недавно советник министра иностранных дел РА Ара Папян. По его мнению, Армения должна обратиться в международный суд ООН и восстановить наши права на эти земли. Напомним, что Армения в границах, начертанных Вудро Вильсоном, имела 162 тысяч квадратных километров территории. После обращения в суд, считает А. Папян, можно уже и вчинить иск операторам нефтепровода «Баку-Джейхан – за осуществление без нашего разрешения грузоперевозок по этой территории.

Попытаемся понять смысл этих экстравагантных заявлений. Разумеется, Ара Папян подчеркивает, что в данном случае он высказывает исклюючительно собственную точку зрения и что в данное время он находится в научном отпуске, однако это не более чем формальная отговорка. Если советник главы МИД находится в научном отпуске, то он, предположительно, должен заниматься наукой, а не созывать пресс-конференции. Так в чем же заключалась его цель?

Понятное дело, что даже при самом буйном воображении нельзя представить, что международный суд ООН вот так возьет и с ходу подарит Армении сто с лишним тысяч квадратных километров. Более того, трудно даже представить, каким образом Армения засудит пайщиков «Баку-Джейхана». И если высокопоставленный дипломат называет весь этот маразм «довольно реалистичной вероятностью», то тут могут иметь место два варианта: либо он искренне верит в сказанное (и тогда ему нечего делать в МИДе и стоит на неопределенный срок продлить свой научный отпуск), либо сам прекрасно понимает нелепость своих высказываний, но в данный момент имеет некие веские причины для их озвучивания. Как мне кажется, для советника министра второй вариант более естественен.

Так какие же цели может преследовать данное выступление? Теоретически возможны два варианта. Вариант первый: какого-либо прогресса в переговорах по проблеме Нагорного Карабаха не отмечается, посему не исключено, что мировое сообщество (в лице сопредседателей Минской групп ОБСЕ) начнет оказывать давление на власти Армении. В подобном случае наши власти обычно грозятся прибегнуть к конкретными контрмерам. Скажем, заявляют, что вообще покинут переговорный процесс, признают независимость НКР и т. д. В этом случае заявления Ара Папяна можно рассматривать как прозрачный намек на возможные контрдействия Армении. Типа: «Если вы начнете оказывать давление на армянскую сторону и будете рассматривать вопрос в рамках территориальной целостности Азербайджана, то мы тоже переведем проблему из политической плоскости в правовую, обратимся в суды и затянем процесс урегулирования». Впрочем, этот вариант не особо правдоподобен, ибо мировое сообщество вряд ли воспримет эти угрозы всерьез. В конце концов, они слишком экзотичны для того, чтобы стать предметом серьезных переговоров.

Более вероятен другой вариант. Итак, каков же на самом деле смысл заявлени советника министра иностранных дел? Его можно сформулировать так: «Мы вовсе не намерены урегулировать карабахскую проблему в рамках принятых ныне международных норм. Более того, мы не намерены нормализовать и армяно-турецкие отношения и даже желаем еще более обострить эти проблемы». То есть, это именно то, что нужно России. Ни для кого не является особым секретом, что Россия не стремится к урегулированию Карабахского конфликта, поскольку до тех пор, пока существует очаг постоянной напряженности, будет сохраняться и влияние России на Армению и Азербайджан. Невыгодно России и урегулирования армяно-турецких отношений, поскольку до тех пор, пока имеются конфликтные отношения, будут оставаться в Армении и российские военные базы, а Россия будет иметь в регионе «форпост».

Фактически сложилась ситуация, которую в несколько упрощенном виде можно представить следующим образом. Запад стремится к урегулированию карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений, что позволит вытеснить Россию из региона. А Россия стремится остаться, для чего нужно, чтобы карабахский конфликт тлел, а армяно-турецкие отношения оставались напряженными.

До президентских выборов 2008-го года в Армении, заметим, осталось не слишком много времени. Одним из вероятных кандидатов на этих выборах является, как известно, нынешний глава МИД РА Вардан Осканян. И вот он через своего находящегося в научном отпуске советника шлет Москве «мессидж»: «Я готов осуществлять политику, в результате которой Армения надолго останется самым надежным стратегическим союзником России в регионе». Понятное дело, прямо не заявляется, что «Агдам, тем не менее, наша территория», но намекается, что в случае чего Армения готова перенести вопрос в правовую плоскость и потребовать 162 тысячи квадратных километров территории (в том числе, конечно, и Агдам»).

Насколько выгодна для Армении такая политика, комментировать бессмысленно. Вопрос совсем в другом: в основе такой политики будут лежать отнюдь не интересы Армении. Складывается впечатление, что на данном этапе никому нет дела до подобных «мелочей». Поскольку, судя по всему, решается гораздо более важный вопрос – кто будет в 2008-м году фаворитом России.