Отныне «168 часов» будут представлять своим читателям старые и новые фотоистории. Начинаемы мы этот цикл фотографиями о слона Вове, сделанными главным редактором агентства «Фотолур», фотографом Гербертом Багдасаряном в 1970-м году, который и рассказывает об этом случае. К циклу могут подключиться со своими интересными фотоснимками-историями и наши читатели.
В 1970-м году в Ереване произошел необычный и сенсационный случай: из зоопарка сбежал слон по имени Вова. Он выбрался с территории зоопарка, спустился по улице Мясника и дошел до самого моста в начале улицы. Очевидцев этого события стали множество людей – они захотели собственными глазами увидеть, как по улицам города разгуливает слон и чем же в конце концов завершатся усилия городских властей по водворению Вовы обратно в зоопарк.
Фотограф Герберт Багдасарян, который сначала не поверил в известие о побеге слона, считая, что это шутка, сегодня рассказывает об этом так: «За слоном, по бокам, впереди и сзади него шло столько людей, что даже представить было трудно. Те, кто был сзади, осмеливались подходить к Вове метра на три, а те, что впереди держались не ближе, чем метрах в двадцати. Разъяренный слон мотал головой и поворачивал то вправо, то влево, и люди мгновенно очищали перед ним дорогу. На этой улице есть участок, похожий на скалу, и люди успевали вскарабкаться на нее, хотя я до сих пор не возьму в тол, каким образом – на нее невозможно было взобраться!..»
Вова был неуправляем – переворачивал машины, атаковал клыками троллейбус – все время существовала опасность, что он покалечит людей. Ошалевшего от толпы и непривычной свободы Вову надо было вернуть обратно в зоопарк. Но как? На улицу прибыли солдаты, с ними был и бронетранспортер (так считали все, хотя на самом деле это был бронированный артиллерийский тягач. – ред.).
«Сначала пытались подталкивать Вову БТРом, но ничего из этого не вышло, – продолжает Герберт Багдасарян. – Вова был не таким, как наш нынешний слон – он был настоящим великаном. Направляя Вову БТРом, удалось подогнать его к воротам зоопарка, но заставить войти не удавалось никак…»
Пуль со снотворным не было, поэтому было принято решение убить слона. В него стреляли несколько раз, но слон все никак не хотел умирать… Он метался из стороны в сторону и становился все опаснее, хотя одна из пуль попала ему прямо в голову. Вову окружали, прижимали к стене, а затем, пытаясь задавить, гнали на него БТР… Зрелище было жестокое. Герберт Багдасарян вспоминает, что даже под тяжестью БТРа Вова продолжал еще жить несколько часов: «Смотрели на него и видели, что он еще дышит – такого великана нелегко было убить…»
В конце концов окровавленную тушу слона затащили в зоопарк, и Вова пошел на корм зверям.
До сего дня ереванцы помнят случай про слона Вову и рассказывают всякие легенды о том, что рассердило его и заставило сбежать. Иван, личный смотритель Вовы, даже после этой жестокой расправы не покинул Армению и продолжал работать в зоопарке.
У этой истории, «нехарактерной», а потому неприемлемой для социалистического государства, было любопытное продолжение. Хотя свидетелями последних часов Вовы были тысячи людей, на следующий день центральные газеты тем не менее сообщили, что слона, сбежавшего из Ереванского зоопарка, удалось вернуть обратно и он сейчас находится в своем загоне.
«Нам звонили из Москвы – хотели получить фотографии о возвращении Вовы, – говорит Герберт Багдасарян. – Мы отвечали, что слона убили, но информацию о возвращении так никто и не опроверг, поскольку так напечатали советские центральные газеты. Потом уже о гибели Вовы написали в зарубежной прессе…»