Я вряд бы взялся за это письмо, если бы не Ваше условие-обращение к армянским журналистам (а может, и ко всему армянскому обществу): “Когда поможете, чтобы парламентские выборы 2007-го были хорошими, прозрачными, честными, то тогда и приму решение». Если я правильно понял, то под фразой «приму решение» Вы имели в виду выдвижение (или невыдвижение) своей кандидатуры на предстоящих в 2008-м году выборах президента Республики Армения.
Меня глубоко взволновала Ваша гражданская позиция. И действительно, какой смысл быть президентом в стране, где всего год назад прошли плохие, непрозрачные, нечестные и несправедливые выборы? Пусть президентами в такой стране работают Арташес Гегамян, Степан Демирчян, на крайний случай – Арам Карапетян, который, отрекаясь от нашей пятнадцатилетней независимости, чуть ли не через день заявляет, что он и есть самый подходящий ставленник Кремля. Прочитав Ваше условие-обращение, я сразу же подумал о том, до какой степени надоели Вам выборы последних лет и как бы Вам хотелось неким волшебным ластиком стереть все те подлоги, фальсификации, все те «карусели» и подбросы бюллетеней, которые Вам выпало несчастье увидеть. Но каким бы волшебным ни был ластик, время стереть он не в состоянии. Я понимаю, что для Вас сегодня важнее не столько стереть прошлое, сколько не допустить ошибок на страницах будущего, поэтому я как журналист и как рядовой гражданин Армении, искренне желающий, чтобы Вы стали президентом, предлагаю Вам свои услуги.
Но до этого позволю себе пару маленьких советов. Для проведения хороших, честных, прозрачных, справедливых выборов возобновите работу телекомпании «А1+», закрытой перед президентскими выборами 2003-го. Вы являетесь секретарем Совета безопасности при президенте РА и, думаю, обладаете достаточным влиянием, чтобы поднять этот вопрос.
Почему я начал именно с этого? Потому что в условиях единомыслия невозможно провести хорошие выборы. Я думаю, Вы согласитесь, что эфирного времени, в предвыборный период отпускаемого соперникам, недостаточно для формирования гражданственных орентиров. Если же открытие «А1+» невозможно (по тем или иным «принципиальным» соображениям), то избавьте от ярма президентского аппарата хотя бы один из существуующих телеканалов. Вы – командир самой боеспособной армии региона, и этот пустячок не не представит для Вас трудности. Я хочу, что ваша партия одержала убедительную победу, дабы проигравшая оппозиция и всякие мутящие воду журналисты-подстрекатели не говорили потом иностранным наблюдателям, что одна из сторон была лишена возможности высказать свои точки зрения.
Кстати, если уж речь зашла о наблюдателях, то я хочу попросить обязательно пригласить их. Пусть приедут и убедятся, что и мы умеем по-человечески организовывать выборы, и превратятся после этого в действительно наблюдателей, а не совали свой нос в дела нашего демократического государства. Мы, честно говоря, порядком устали от бурчания всевозможных европейских бюрократов.
Вернувшись снова к равным условиям, хочу заметить, что не делает нам чести и закрытие перед партиями и политическими объединениями залов и помещений. Неужели мы боимся этих оппозиционеров, всю последнюю пятилетку кое-как влачащих свое безыдейное существование? Пусть собираются и сколько угодно говорят и критикуют! Из их болтовни можно сделать определенные выводы и использовать в предвыборной борьбе.
Следующий шаг, который осмеливаюсь подсказать Вам, касается списков избирателей. Давайте публиковать эти списки в газетах, помещать в интернете – для этого, думается, имеется еще достаточно времени. Пусть люди читают, проверяют, сообщают властям об отсутствующих в них членах своих семей, сигнализируют об именах, фигурирующих в разных списках, да и помянут лишний раз своих усопших отцов и матерей, друзей, знакомых и соседей, все еще остающихся в списках живых и здравствующих. И пусть еще с тоской вспомнят о своих уехавших родственников – чтобы уехавшие за эти годы люди не голосовали одновременно в Чарбахе и Лос-Анджелесе, в Сари Тахе и Краснодаре. Ведь можно же таким образом вычистить списки избирателей, а затем снова опубликовать в безупречном уже виде?
Кстати, это станет и прекрасной возможностью возродить в обществе надежду, начисто исчезнувшую в ходе последних выборов. Я уверен, что говоря «хорошие, честные, прозрачные и справедливые выборы», Вы имели в виду не голоса подкупленного и завлеченного бесплатными автобусами и раздачами на избирательные участки «электората», а голос полного веры и надежды в будущее страны избирателя – проявление его истинной гражданской позиции.
Остается только призвать членов избирательных комиссий быть зоркими и бдительными. Как мы установили дисциплину и порядок ради поддержания боеспособности армии, так можем навести порядок и на выборах. Это не очень трудно и уже, конечно, по плечу человеку, биография которого тесно связана с войной и особенно с победой. Неужели трудно объяснить членам этих комиссий правила проведения выборов, убедить, что на участке, где имеется тысяча избирателей, в урнах не может оказаться полторы тысячи бюллетеней, а также показать им, что подсчет голосов производится на основе простых правил арифметики из учебников для 3-4-го классов общеобразовательной школы? Это знчит, что число голосов, отданных за кандидатов и партии, должно составлять в сумме число всех принявших участие в голосовании, а число не принявших участия – разность между числом зарегистрированных избирателей и проголосовавших избирателей.
Я понимаю, что даже после всего этого найдутся негодяи, осмелившиеся бросить тень на наши выборы. Но я обещаю – от собственно имени и от имени своих коллег, – сделать все возможное для разоблачения нарушений и подобных негодяев. Ведь мы же хотим не только увидеть «хорошие, честные, прозрачные и справедливые выборы» – мы просто мечтаем, чтобы Вы приняли решение!