Хотя правоохранительные органы заявляют, что в республике стабильное положение, все под контролем, и не нужно беспокоится о криминальном положении, тем не менее, водители такси советуют быть бдительны. Они на собственном опыте убедились, что наша жизнь сегодня пестрит уголовными элементами и людьми, от столкновения которых может пострадать любой гражданин.
Преступления, совершаемые в верхних эшелонах, водитель Барсег комментирует следующим образом: “Поступки депутатов Национального собрания очень опасны для нашего общества. Не забывайте, что эти видеоматериалы смотрели молодые люди, дети. В те дни молодежь обсуждала одну тему – разборку Чойта (депутат НС Акоб Акобян). Скажу тебе одну простую истину: подобные поступки нынешняя молодежь оценивает как подвиг. Когда мне приходится быть свидетелем их разговоров, волосы становятся дыбом, ибо о человеке, совершившем преступление, говорят так, как будто говорят о национальном герое. Трое студентов обсуждают эту тему в моей машине, один говорит: видел как смело выступал с кафедры Национального собрания? Ему на всех наплевать. Другой отвечает: а как всех заложил и отметил, что урвали все, что попалось под руку? А третий выругался в адрес людей, деливших с Чойтом хлеб, ведь они дали согласие на его арест. Я удивляюсь тому, что сегодня стыдят не человека, совершившего преступление, а тех людей, которые говорят, что совершил преступление, значит должен быть наказан. Выходит, что остальные депутаты прославились наводчиками. Самая большая опасность в том, что наша молодежь воспитывается на подобных выступлениях. Депутат, выступающий с кафедры, не думает, что народ смотрит и слушает его, ему наплевать на то, что он срамиться. У Чойта за кафедрой была такая поза, так высоко держал голову…, хоть бы грудь застегнул, совсем голову потеряли, и такие люди пишут нам законы, стыд и срам… Но полюбуйся, что молодежь из них делает идолов. То есть, наша страна сейчас руководствуется принципами колонии, потому что появляются воры в законе, и общество подчиняется этим ворам и пусть только попробует не подчиниться… Нами руководят не законодатели, а воры в законе, и, как бы ни противились, должны принять правила этой игры, потому что нас не спрашивают: принимаете, или нет, нас заставляют”,- говорит водитель Барсег. На днях замначальника полиции РА, генерал-лейтенент Арарат Майтесян жаловался на то, что граждане избегают предоставлять информацию правоохранительным органам. На вопрос, почему люди избегают информировать правоохранительные органы, водитель Барсег отвечает: “Никому не надоело жить, не хватало информировать полицию. Всем известно, что когда осведомляешь, еще и тебе могут пришить дело. Знаю не об одном случае, когда от совершившего преступление человека приняли деньги, а дело взвалили на другого – осведомителя. И потом, у нас к осведомителям приклеивают ярлык наводчика. Милиционер обещает, якобы информация останется в секрете, выведывает все, а преступнику докладывает: такой-то дал показания против тебя, чтобы столкнуть лбами и больше выудить, или спровоцировать потасовку, а у них появиться еще один шанс содрать деньги”.
“Милиция наших дней приносит только беду”
По мнению Саргиса, которому за 60, рост преступности обусловлен нынешней слабой правоохранительной системой: “Милиция сегодня приобрела славу грабителя, люди не уважают милицию. Когда задерживают сильных, еще и сами просят прощения, а к слабым насильно пришивают дело. Преступность сегодня увеличилась из-за того, что людей, совершивших преступление и подкупающих, отпускают, а те снова совершают преступление. Полиция должна быть тем органом, который не заглядывает в карман преступнику; преступившего закон должны задерживать, наказывать, но полиция со всеми своими рычагами не в силах справиться с богачами. Если не дай Бог, сейчас направишь на меня пистолет, скажешь: доставай деньги, выстрелишь в меня и сбежишь, я не обращусь в полицию, ибо вместо того, чтобы помочь, еще и мне пришьют дело, продам дом-имущество и не отделаюсь. На уголовные дела существует план. Если его не выполняют, их начинают третировать сверху, потому и цепляются к кому угодно и шьют дело. В нашем здании живет парень, который несколько лет назад сидел за кражу курей. Сейчас даже при потере одной мошки, вызывают этого парня и пытаются пришить дело. Потому люди к милиции относятся, как к “чуме”, приносящей беду”,- говорит Саргис и указывает на обгоняющую его роскошную машину: “Вот как раз, вместо того, чтобы столько говорить, ты лучше посмотри. Вон госавтоинспектор, а вот и обгоняющий всех, с черными окнами, угорелый мерседес. Остановил? Ведь видит, что на такой скорости может кого-нибудь задавить? О чем говорить после этого?.. Видела своими глазами, насколько хороша правоохранительная система нашей полиции. Хотя, смотря к кому, если б такое позволило такси, тут же отправили бы на площадку. Как после этого уважать милицию?”
“Нам нужен Вано”
“Вано самым ужасным образом разложил эту систему, но Вано сделал очень хорошее дело. Если Вано примет участие в президентских выборах, могу поклясться, что для общества единственным вероятным кандидатом будет он. Он хозяин своего слова и выполняет его. Даже если обещает плохое, все равно делает и не боится сказать, что это сделал я, за все несет ответственность. Я не верю обвинениям против него. Среди нынешних тоже нет святых; сколько всего сделал Вано и для чего, они только своими узкими головами могут обьяснить. Могу назвать 100 человек и сказать, кто какое преступление совершил. Но сегодня они пользуются славой, а Вано нет. Вано парень волевой и сильнее этих, просто им нужно было свалить сильного. А это сделать легче всего: нужно арестовать такого заморыша, как Ваган Арутюнян, и заставить его говорить. В те сумасшедшие годы Ваган Арутюнян был командиром Внутренних войск, у меня был инцидент с ним, дрался, у него язык во рту опух, не знал, как ворочать им. Как можно таких людей принимать в полицию и давать должность, ведь не умеют элементарно вести себя, не умеют уважать людей”,- говорит водитель Саак и заявляет, что сегодняшняя борьба против криминала для наших властей должна быть первостепенной задачей, потому что под угрозой безопасность рядовых граждан. “Хуже всего то, что не вижу ни одного человека, задавшегося целью ликвидировать криминал, даже в оппозиции не вижу. У них у всех в прошлом имеется криминал, потому и не берутся ликвидировать его, а этот шум, поднятый антикриминалом, для них всего лишь очки. Кто этим займется? Посмотрите сегодня на министров, это ведь секретарши президента. Сейчас нам нужен такой, как Вано, чтобы сказать и сделать”,- говорит Саак.
Водитель Вардан, который все вопросы рассматривает с социальной точки зрения, говорит: “Криминал не только в верхах, общество стало криминальным. И потом, скажу тебе, раньше, когда кто-то совершал преступление, приговаривался, со стыда из дому не выходил. Осужденный не имел право занимать должность, выезжать за пределы республики, быть работником ведомства или же прохлаждаться в искусстве. Сегодня сидеть в колонии – означает быть хорошим парнем, это авторитетно. Бывшие заключенные сегодня себя чувствуют хозяевами общества. В околотках всех контролируют. Так что, не только чиновники криминальны, среди 12-летних тоже есть опасные. Если скоро будет амнистия, ты посмотри, сколько тысяч преступников выпустят. Когда они выйдут, смогут найти работу? Конечно, нет. Завтра снова кого-нибудь убьют, украдут, дабы снова вернуться в колонию. У моего соседа трое детей, но он уже 20 лет в колониях. Выпускают, снова что-то затевает-садится”,- свидетельствует Вардан, призывая власти, открыть рабочие места, чтобы люди не шли на крайние меры из социальных нужд. “Я искренне говорю, знаю человека, который, дабы прокормить детей, срезал алюминиевый провод, понес сдавать и был схвачен. Нельзя сказать, что он преступник, из безвыходности пошел на это. Но есть и такие, которые кроме жизни в колонии другой жизни себе не представляют. Как только освобождаются, руки чешутся, тут же что-то совершают, чтобы снова сесть. Мой сосед в 40 лет умер от туберкулеза легких, потому что всю жизнь провел в колониях. Мать его извелась, работая и высылая в колонию. Освободился, почти 2 месяца ночами издыхал от кашля, а как-то узнали, что помер. Например, если б правоохранительные органы были хорошими, не разрешали бы, чтобы заключенные играли в секу и губили жизнь близких. Но ведь у них со всего этого своя доля, не так?”
“В любую минуту могут пристрелить тебя»
Водитель Сергей же советует вспомнить, сколько невинных людей умерло за последний год во время совершенных убийств: “Вспомните убийство сына Вагана Затикяна, где умерла случайная женщина, или же убийство Гевоева, когда скончался еще один случайный пешеход. Сын министра, который ударил по голове электрика… мог ведь пристрелить, всем народом должны благодарить, что не убил, просто ударил по голове. Как после всего этого не опасаться, в любую минуту могут в тебя выстрелить. Потому когда вижу человека из их касты, убегаю на 100 метров. Сегодня много говорят о том, что, якобы, наши правоохранительные органы на столько хорошо работают, что даже ночью выйдешь, будешь в безопасности, но людей убивают засветло, о чем речь? Утром отправляешься на работу и не знаешь, что тебя ждет, могут застрелить попутчика и тебя за одно,- говорит Сергей и предостерегает меня,- если после публикации статьи милиция сядет мне на хвост, виновата будешь ты. Сейчас даже говорить опасно”.