10-ого декабря состоится референдум Конституции НКР. По словам председателя Центральной избирательной комиссии Сергея Насибяна, на референдум Конституции выделено 36 миллионов драм. Избирательные списки уже готовы, а разработанный и окончательный вариант Конституции НКР будет напечатан и на днях предоставлен участковым и избирательно-территориальным комиссиям. Известно, что брошюры Конституции, напечатанные тиражом в несколько тысяч, будут распространены также по всей территории республики.
Напомним, что на состоявшемся на днях заседании НС НКР во время обсуждения проекта Конституции во втором чтении член депутатской группы “АРФД-Движение 88” Гегам Багдасарян воздержался. Свою позицию он обьясняет так: “Принципиально я сомневался не столько в Конституции, сколько в подобном конституционном процессе, который, по-моему, не вполне соответствовал должному отношению к подготовке подобного важнейшего документа. Фактически, Конституция – взаимная договоренность граждан страны об организации их же жизни. Следовательно, чтобы была приемлемой, должна быть удобоваримой для всех. А для этого не было предоставлено достаточно времени, ни были созданы необходимые возможности. Принятие важнейших документов без учета общественного мнения у нас становится грустной традицией. Так выполнили серьезнейшие изменения в образовательной системе, так принимаем главный документ страны…
В моей подобной позиции немаловажную роль сыграло стремление обратить внимание общественности на недопустимый стиль работы. Я имею в виду и отношение Парламента, вернее, руководства Парламента и его крыла, принимающего решения. Запоздалая публикация проекта после первого чтения и вынесение на общественное обсуждение было бессмысленно, ибо оставалось в безвестности, каким образом новые предложения намеревались ввести в проект. Проект Конституции не обсуждался в Парламенте даже в специальном порядке, что было бы под стать важнейшему документу”.
По мнению Г.Багдасаряна, создалось довольно неприятное впечатление и от нынешнего представления о роли Парламента. “Фактически, Национальное собрание приноравливалось к рабочему ритму руководителя рабочей группы (главного прокурора), при решении дней заседаний и ритма обсуждений решающим было именно мнение последнего. И все, затаив дыхание, ждали, успеет ли г-н Залинян внести поправки до “14.00 послезавтрашнего дня”? Даже обсуждали один “исправленный” вариант проекта, которого не было на руках. Так и не поняли, куда спешат господа? И почему во время второго чтения они не были расположены обсуждать основные разногласия. Со стороны могло показаться, что есть более важные вопросы, о которых не хотели говорить публично. Самое большое недоумение вызывало то, что это совершалось параллельно с заверениями о повышении роли Парламента. Между тем, даже создание профессионального парламента в проекте зафиксировано с оговорками”,- добавил Г.Багдасарян.
По мнению Г.Багдасаряна, наша Конституция могла бы быть лучше: “Однако тот факт, что обретшая независимость страна будет иметь Конституцию, само по себе примечательное явление, на фоне которого тот или иной изьян не является решающим. Конституция представляет большую ценность и для внутренней жизни страны, и для отношений с внешним миром. Главное в этом. Глубоко убежден, что при этом варианте конституции также возможно обеспечение развития страны. В предлагаемом проекте есть ряд передовых положений, и Конституция может способствовать укоренению демократизации страны, если будут налицо ее общественный спрос и политическая воля народа с психологией самоорганизации, механизмами и рычагами, и если народу будет предоставлена возможность контролировать действия властей, что и является сутью демократизации. Важнее всего последние обстоятельства. При их наличии все будет хорошо, при отсутствии никакая конституция не спасет, даже самая идеальная.
Если народ пожелает быть хозяином своей страны и своей судьбы, ему ничто не может помешать.