“Театр – не благотворительный фонд”,- говорит директор кукольного театра

18/11/2006 Наира МАРТИРОСЯН

Группа родителей, посетивших кукольный театр имени Ованеса Туманяна, на днях обратились в редакцию. Они отмечали, что цены билетов спектаклей дорожают из месяца в месяц. Мать двоих малолетних зрителей Назени Симонян говорила, что прошлой осенью билет стоил 300 драм, этой весной – 400 драм, а сейчас уже – 600 драм. Кроме того она с сожалением вспоминала, что еще два года назад в театре существовала добрая традиция: родители имели право без билета сопровождать своих детей и присутствовать на спектаклях. Сейчас если средства родителя не позволяют, то он должен ждать в фойе, где расположено кафе, которым, хочешь-не хочешь пользуешься. По ее словам, в фойе размещены платные детские игры, и порою трудно бывает отказать ребенку, если пожелает сыграть. “Для семьи с двумя детьми один спектакль может обойтись в 3 тысячи драм, плюс расходы на дорогу. Не лучше ли иметь полные залы, чем вместе с родителями полупустые залы?”- жаловалась Н.Симонян, которая хочет почаще вести детей в театр. Посетив кукольный театр, мы уточнили, что действительно, вне зависимости от возраста, стоимость билета – 600 драм. Обо всем этом и о многом другом побеседовали с директором и художественным руководителем театра Рубеном Бабаяном.

– Чем обусловлены подорожания цен театральных билетов?

– Подорожаний не было. На 100 драм подорожали спектакли для взрослых и премьеры, причем только самые задние ряды. Подобных дешевых цен нет нигде в мире. Мы должны бороться не за удешевление билетов, а за то, чтобы люди получали нормальную зарплату. Ведь люди не жалуются на подорожание хлеба или колбасы? Но всем кажется, что искусство это то, что можно купить за копейки. Очень неправильный подход, особенно плохо то, что народ со временем привыкает к бесплатному искусству в виде разных фестивалей и гастролей. Это позор, тем самым мы обесцениваем работу сотрудников театра. Работники театра должны получать зарплату, зимой театр должен отапливаться. Государственное финансирование наш театр получает только в виде субсидий, а не дотаций. Это та минимальная сумма, с помощью которой обеспечиваем минимальную зарплату работников. Наши ведущие артисты получают 40 тысяч драм, а директор театра – 70 тысяч драм. Уж не говорю о том, что 80% от стоимости билетов выделяем на различные налоги. Мы никак не можем достичь того, чтобы стоимость билетов была освобождена от налога на добавочную стоимость (НДС), которого не существует ни в одной стране мира. Если цены наших билетов сравним со стоимостью билетов московских или грузинских театров, то убедимся, что за кукольное представление не существует более низкой цены, чем 5 долларов. Почему бы и нет? Можно и бесплатно играть спектакли, а через месяц закрыть театр.

– Не лучше ли, учитывая социальное положение общества, определить более доступные цены? Ведь многие родители желают, чтобы их дети чаще сообщались с этим искусством.

– Добро, ни один подобный ребенок не лишается нашего театра. Признаемся, что 400 драм не та сумма (о каких 400 драмах речь, если на театральной кассе написано: “Вне зависимости от возраста стоимость билета 600 драм”-Н.М.), которая душит родителя и мешает повести ребенка в театр. Второе, для таких слоев общества существует много благотворительных фондов. По просьбе подобных благотворительных заведений наш театр обслуживает 3-4 тысячи детей в год. К нам обращаются разные организации, хотя этот механизм работает неправильно, ведь существует распространенная форма, когда благотворительные фонды находят спонсоров, те же покупают билеты и раздают неимущей прослойке. У нас все обстоит по-другому: фонд обращается к театру, и в качестве благотворителя, фактически, выступает театр. Я считаю, что это неправильный подход. Ни одного такого заявления мы не оставляем без ответа. Благотворительным предприятиям я говорю, что при такой расстановке благотворителем являюсь я, а не вы. Они же -попросту посредники. В 2003г. здание отремонтировано фондом “Линси, а отремонтированное здание требует больших расходов. Наши траты увеличились почти в 20 раз. Здесь размещена огромная техника: и световая, и звуковая, и вентиляционная система. Например, лампы простых прожекторов, которые раньше стоили в лучшем случае 10 долларов, сейчас покупаем за 70-120 долларов.

– С какого возраста ребенок может посещать кукольный театр?

– Есть спектакли, которые можно смотреть даже в годовалом возрасте, есть же спектакли, которые можно смотреть с 3-4 лет, это зависит от родителей. Если будучи беременной мать слушала красивую музыку, значит театр ребенок начнет воспринимать очень рано. Самые маленькие могут смотреть “Красную шапочку”, “Трех поросят”. Мы играем 60 спектаклей в месяц.

– В прошлом родителям предоставлялась возможность присутствовать на спектаклях бесплатно, почему это упразднено?

– Кто мог такое сказать? Этого не было.

– Отмечают постоянные посетители.

– Это неправда. Представьте, если в 300-местный зал родитель войдет бесплатно, значит, в лучшем случае, мы можем продать 150 билетов. После ремонта в зале размещены такие стулья, которые позволяют родителю сидеть вместе с ребенком. Родитель тоже зритель. Если родитель говорит, что он приходит ради ребенка, не верьте, в зале он сидит, не закрыв уши и глаза. Если он не желает присутствовать на спектакле, может ждать на улице или в буфете. Давайте бороться за то, чтобы людей хорошо оплачивали, а не за дешевизну. Как говорится, “бесплатный сыр только в мышеловке”. Прежде всего поднимите вопрос о том, как оплачиваются работники театра, которые играют 400 спектаклей в год?

– Потому и театр переживает кризис.

– Это одна из причин: за эти 15 лет в форме организации театра ничего не изменилось. Проблема театра не решается только театром. От части это проблема общества. В разных странах действуют разные механизмы: в развитых странах существуют государственные премии “Лучший меценат”. Наши театры лишены покровительства. Театры не могут существовать только за счет государства. В этом случае государство позволяет себе активно вмешивается в творческую жизнь театра, что весьма опасно. Искусство должно быть свободно. Просто у нас нет разработанных механизмов.

– А для чего существует Министерство культуры?

– Это не только проблема министерства. Для нашего правительства есть первостепенные и второстепенные направления: любое предложение Министерства культуры может закрыть Министерство финансов. Приведу пример: это государственный театр, если я не буду играть спектаклей, а вместо этого буду сдавать зал в аренду, я заработаю несоразмерно большие суммы.

– А вы наделены этим правом?

– Да, но не так часто. Как быть, чтобы заинтересовать меня играть спектакли и продавать билеты? В нормальных странах это делается посредством налоговой политики: сохраняют НДС на коммерческую деятельность, при этом освобождая от НДС основную деятельность. Так поступают в той же России, на которую пытаемся во всем походить, но воспринимаем только плохие стороны. Я официально заявляю, что в Армении цены билетов всех театров, не только кукольного, самые низкие. Наша страна только в 3 случаях не соответствует мировым стандартам: это пенсии, государственные зарплаты и цены театральных билетов. Электроэнергия, газ, продукты, цены билетов кинотеатров довольно дороги, а ведь кино показывается с помощью одного DVD диска, вовсе не нужно 70 человек, как для каждого нашего спектакля. В кинотеатрах самая низкая цена – 1000 драм.

– Вы довольны продажей абонементных билетов в школах?

– Мне очень понравилось, что в одном из первых классов школы имени Пушкина учительница сказала: мы обязательно должны сходить в кукольный театр, ибо для общего развития ребенка это очень важно. К сожалению в некоторых школах этого не понимают. Во всяком случае, если мы хотим иметь цивилизованное общество, ребенок должен посещать и театр, и картинную галерею, и концертный зал.

– Но большая часть общества сейчас вынуждена решать бытовые проблемы.

– Не верится, потому что их социальные проблемы решаются не с помощью 400 драм, просто они не желают, чтобы их дети получали это воспитание. Более того, сегодня многие родители говорят своим детям: кому нужно мое образование? Посмотрите на этого идиота, образования нет, а в тысячу раз богаче меня. Если родитель купит яд и даст ребенку, социальная проблема этим решится? Более того, многие предпочитают давать детям в трое большую сумму для посещения игрового зала. Родитель предоставит ребенку эту сумму, а потом нажалуется вам, что билеты кукольного театра подорожали.

P.S. Вначале нашей беседы г-н Бабаян отрицал, что билеты кукольного театра подорожали (а они действительно подорожали). В качестве минимальной цены билета директор театра все время называл 400 драм, относительно которых в какой-либо части здания так и не встретились с указаниями на то. Просто если подобное “восхождение” билетных цен продолжится, посещение театра станет привилегией определенного слоя, как, скажем, сегодня посещение школы имени Пушкина.