Пожалуй, переработка сельскохозяйственной продукции в Армении развита даже больше, чем само его производство. В дальнейшем мы глубже рассмотрим эту тему и попробуем выяснить причины такого явления. А пока что обратимся к одной из самых интересных и «вкусных» перерабатывающих отраслей – к производству сухофруктов.
Производство сухофруктов – чира, как его называют у нас, развито слабее, чем другие отрасли сферы – производство консервов, сыроделие, виноделие, переработка мяса. Вернее, в этой отрасли меньше, чем в других, производителей, ниже и объемы производства, но что касается качественных показателей развития, то она почти не уступает остальным производствам. Есть, разумеется, определенные крестьянские хозяйства, которые делают и продают чир на местном розничном рынке, но не они определяют качественные и количественные показатели рынка. На внутреннем рынке продаются и импортированные сухофрукты.
А профессиально производят сухофрукты Армении лишь несколько предприятий, такие, например, как компания «Нор айги» в Армавирской области. Но самым крупным из них является «Чир», который только в этом году произвел 25 тонн сушеных фруктов и овощей, 17 тонн из которых пошло на экспорт. Местные производители уверяют, что подобно тому, как популярны за рубежом армянские фрукты, точно так же большим спросом пользуется и армянский чир, который считается более высококачественным. И это при том, что армянские сухофрукты за рубежом стоят дороже, чем, скажем, турецкие. По словам директора предприятия «Чир» Тиграна Цатуряна, по некоторым позициям наши сухофрукты вообще стоят вне конкуренции. «По вкусовым и качественным показателям наша продукция стоит гораздо выше продукции других стран, хотя бы той же Турции, – говорит Т. Цатурян. – Это оттого, что и армянские фрукты в смысле вкуса и качества превосходят все остальные. Наши зарубежные потребители уже знают это, поэтому и предпочитают купить скорее пусть и дорогой, но армянский чир, чем дешевый, но турецкий. Кроме того, некоторые виды нашей продукции в технологическом смысле отличаются от турецких. Так, например, сушеные помидоры они делают солеными, а мы – нет. Поэтому по части этих видов продукции у нас проблемы конкуренции с Турцией и другими странами вообще нет. Я все время сравниваю с Турцией, поскольку большая часть производимых сухофруктов падает на ее долю».
И действительно, 91% всего мирового объема производства сухофруктов принадлежит Турции. Кроме нее, производителями и экспортерами сухофруктов считаютсяч Греция, Испания, Болгария. И хотя на этом рынке Армения занимает небольшое место, производители утверждают, что место это очень прочное и что они даже могут потеснить другие страны, если им удастся заготавливать больше фруктов и овощей. Однако производимых в Армении фруктов и овощей не хватает уже не только для экспорта, но и для внутреннего потребления. Директора всех без исключения перерабатывающих заводов жалуются, что некоторых видов сырья, особенно абрикосов, уже катастрофически не хватает. Экспортеры свежих фруктов с самого же начала сезона созревания начинают вывозить урожай, причем, конечно, самые качественные фрукты. Мало того, некоторые фирмы, желая обеспечить себе достаточное количество фруктов, скупают урожай тех же абрикосов еще на корню, когда плоды только-только завязываются. На следующем этапе к заготовке приступают перерабатывающие заводы, в том числе и производители сухофруктов, вступающие теперь в конкуренцию уже и с консервными заводами По качеству эти заготовленные плоды уступают тем, что идут на экспорт.
Все перерабатывающие предприятия экспортирут часть своей продукции. Что касается сухофруктов, то, как уже говорилась, за границу, преимущественно в страны Европы, поставляется большая ее часть. Как и все армянские экспортеры, производители чира сталкиваются с большими трудностями. Особенно больших размеров достигают накладные расходы, связанные с транпортировкой. «Если турецкий экспортер тратит 1200-1500 долларов на доставку одно машины, то нам это обходится примерно в 6000 долларов, – говорит Т. Цатурян. – Понятно, как это отражается на цене и насколько усложняет наше дело. В Европе килограмм турецких сухофруктов стоит 2,3 доллара, а у нас только себестоимость здесь составляет 3,2 доллара. При экспорте, естественно, к этому добавляются транспортные расходы».
Кроме того, отрицательное воздействие оказывает и падение курса доллара – ведь продукция за границей реализуется за доллары, а за сырье и все прочее здесь приходится покупать за драмы. Производители сухофруктов жалуются на то, что ни одна государственная или частная структура не занимается поддержкой развития всех типов перерабатывающих предприятий, в том числе и по производству чира. Так, например, директор предприятия «Нор айги» Валентина Карапетян мечтает хотя бы на начальном этапе пользоваться низкопроцентными кредитами для развития производства. Частные банки устанавливают очень высокие проценты на коммерческие кредиты – 16-18%, а это уже не развитие а разорение. Производство – не торговля, здесь вложенные деньги окупаются лишь много лет спустя, и дорогие кредиты, за которые надо не один год платить высокие проценты, будут гибельными для бизнесмена. «А вот в Турции правительство стимулирует производителей сухофруктов, покровительствует их экспорту, – говорит менеджер «Чира» Ованес Арустамян. – Там правительство закупает сухофрукты у производителей и даже само размещает заказы, а экспортом занимается само. Таким образом Турция не только стимулирует производство сухофруктов у себя, но и держит в своих руках мировой оборот».
В этих условиях единственное утешение армянских производителей состоит в том, что хотя бы наши овощи и фрукты несравненны по своему вкусу и аромату. Или – что за рубежом живет множество наших соотечествеников, которые ради одного лишь запаха родного абрикоса готовы не постоять за ценой. А если бы были еще открыты дороги или доллар не упал бы так низко…