Откуда гниет рыба?

09/11/2006 Карапет ТОМИКЯН

Ведущим дискусси был замредактора “168 часов” Армен Багдасарян, сразу же предупредивший участников, что относительно роли прессу существует несколько противоречивых мнений. Некоторые считают, что роль эта ничтожна, о чем свидетельствуют мизерные тиражи армянских газет. Кроме того, роль печатных СМИ в формировании общественного мнения перехватывают сейчас электронные. Однако, мо нению А. Багдасаряна, существуует и противоположная точка зрения: нельзя обманываться малыми тиражами, поскольку “выходящую тиражом 5000 экземпляров газету на деле читают 20 000 человек, более того, каждый из этих читателей фрмирует общественное мнение в своей среде”. А. Багдасарян отметил также, что те, кто склонен недооценивать роль прессы, говорят, что эту роль следует оценивать с двух позиций: как пресса воздействует на формирование общественного мнения, и как это общественное мнение воздействует на формирование власти. Сторонники это точки зрения считают, что поскольку общественное мнение в Армении не особо влияет на власти, то и роль прессы соответственно снижается.

Прежде чем перейти к обсуждению самой темы, депутат НС от РПА Армен Ашотян предъявил прессе несколько “обвинений”. По его мнению, печатные СМИ переполнены жаргонизмами и нетолерантны к иным мнениям. “Если я выражаю иное мнение, не такое, как ваше, то это не значит, что вам дано право ограничивать мое право высказаться”, – сказал А. Ашотян. Посетовал он и на профессиональную подготовку журналистов. “Сегодня журналистикой может заниматься даже врач. Но я не представляю, что кто-нибудь из вас может работать врачом”, – привел он своеобразный пример.

Главный редактор газеты «Четвертая власть» Шогер Матевосян (кстати, в тот день в рубрике «Мозамбикские истории» этой газеты появился именно Армен Ашотян) откликнулась на это так: «Точно такая же неграмотность царит в медицине!» «Согласен, – ответил депутат, – но ведь о журналистской малограмотности никто из журналистов еще не написал!» После этих обвинений А. Ашотян все же признал, что роль прессы в формировании общественного мнения все же велика.

В свою очередь, ведущий А. Багдасарян на замечание депутата о языке прессы ответил контрзамечанием: «По сравнению с выступлениями депутатов НС газеты говорят на классическом армянском».

Экономический обозреватель «168 часов» Ара Галоян согласился с коллегой: «Принято считать, что самое грамотные журналисты работают именно в печатных СМИ. Газеты читает только социально обеспеченный слой. Следовательно, он требует, чтобы и журналист печатного СМИ был грамотным. Сегодня наш печатный язык довольно хорош, хотя мы иногда и вынуждены называть некотрых чиновникам по их кличкам – чтобы читатель понял, о ком именно речь». А. Галоян, кстати, считает, что пресса не в силах формировать общественное мнение.

А какого мнения по этому вопросу придерживаются главные редактора газет? Главный редактор газеты «Аравот» Арам Абрамян заявил, что перед «Аравотом» не стоит задача формирования общественного мнения: их цель – поставлять читателям свежую и актуальную информацию. А. Багдасарян заметил на это, что одной информацией общественное мнение вряд ли можно создать. «Так, например, согласно статистике, 13% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пьяных водителей. Но ту же самую информацию можно подать и по-другому: «87% всех попавших в аварию водитлей были трезвыми». Если ваша цель – только сообщать информацию, то телеканалы дают ее на день раньше вас», – сказал А. Багдасарян. На это А. Абрамян ответил, что они, в отличие от телевидения, стараются дать информацию, отделив ее от комментариев. Если же вопрос спорный, то они стараются сделать так, чтобы в информацию попали мнения всех сторон.

Шогер Матевосян, в отличие от А. Абрамяна, имеет задачу формировать общественное мнение и думает, что это ей удается.

По словам главного редактора «168 часов» Сатик Сейранян, «168 часов» изначально не ставили перед собой такую задачу, однако «любое средство информации, хочет оно того или не хочет, формирует общественное мнение». «Заметив в поле печатной прессы нехватку социальных материалов об обществе, мы попытались восполнить ее. И это, как видно из показателей продаж газеты, нам удалось. Кстати, на наши социальные рубрики откликаются очень многие граждане и частные компании. И хотя я думаю, что общественное мнение по большому счету формирует пресса, все же считаю, что проблема и в нас. Мы не можем в полной мере отразить волнующие общественность проблемы. Именно поэтому общественность не видит себя в том зеркале, которая называется печать», – говорит С. Сейранян.

Политический комментатор газеты «Аравот» Анна Исраелян, однако, сообщила, что в свое время и их газета попыталась больше места уделять социальным темам, однако в результате число читателей газеты уменьшилось. «Говорите что хотите, но все наши 5000 читателей – люди с политическими интересами», – заявила А. Исраелян.

иректор агентства «Фотолур» Герберт Багдасарян считает, что пресса предназначена именно для формирования общественного мнения. Вспомнив о многосоттысячных тиражах газет советских времен, он заметил, что сегодняшние газеты с маленькими тиражами не могут играть ту же роль. Он подчеркнул также необходимость финансово независимой свободной прессы.

«Если нет свободного экономического рынка, нет возникающей от рекламы независимости, то существует опасность, что пресса в Армении окажется под каблуком заказчика», – поддержал эту мысль и депутат НС Шаварш Кочарян, отметив заодно, что в демократических странах пресса является бизнесом и полностью выполняет свою роль. Ш. Кочарян считет также, что печать, независимо от своей воли, влияет на формирование общественного мнения. «Печать должна формировать общественное мнение! Если страна должна двигаться в сторону правового государства, то пресса должна сыграть в этом большую роль. Не случайно цивилизованный мир обращает столь большое внимание на посягательства против прессы. В такой стране, как наша, пресса имеет дополнительное преимущество, не характерное для состоявшихся стран. Это действительно формирование общественного мнения. Функцию формирования гражданского общества печать должна взять на себя!» – считает Ш. Кочарян. Он сказал также, что иногда пресса сообщает такое, чего не узнать больше ниоткуда. О многом, признается депутат, он и сам часто узнает именно из газет. Даже в тех случаях, когда его пытаются дискредитировать через газеты, он благодаря прессе все равно чувствует себя защищенным. «Однако, – замечает Ш. Кочарян, – пресса часто поднимает скандальные вопросы, больше связанные с лицами. Это тоже нужно. Но лица – это всего лишь следствие, а причины лжат гораздо глубже. Следует показывать те точки, которые нуждаются в изменении – чтобы общественность сконцентрировалась на причинах отрицательных явлений». К этому он добавил, что Армения уже соскучилась по тому, чтобы редакции газет имели четкую политическую позицию. А. Ашотян в свою очередь заметил, что газеты пытаются порой преподносить мнение отдельных людей как мнение многих и выдать его за мнение общества. Ш. Кочарян предупредил также: говоря о взаимоотношениях общество-пресса, не следует забывать об укоренившихся в людях еще с советских времен глубоком уважении в печатному органу. По его мнению, народ до сих пор считает, что все, что написано в газетах – абсолютная правда, тогда как на самом деле газеты могут давать и неверную информацию. Кое-кто из участников обсуждения не согласились с депутатом, говоря, что во многих случаях, когда должностные лица или едомства отказываются предоставлять информацию, журналисты опираются на собственные источники информаци, не указывая их.

Директор армянского филиала Института освещения войны и мира Седа Мурадян привела пример польской печати, когда европейские инвестиции дали ей возмоность выйти из-под ласти партий и магнатов. «К сожалению, – добавила она, – такого в Армении не ожидается» «И слава Богу, что не ожидается!» – возразил А. Ашотян. С. Мурадян заметила, что европейские инвестиции в армянскую прессу могут быть хорошим источником финансирования. «К счастью, печатные СМИ, в отличие от электронных, гораздо более независимы – в том смсле, что плюрализм в какой-то степени обеспечен. Однако влияние печатной прессы пока очень мало. Если бы сегодня «Аравот», «Айкакан жаманак», «168 часов» выходили 60-тысячными тиражами, то, я уверена, власти сделали бы все, чтобы эти газеты не выходили», – сказала С. Мурадян. А. Ашотян признался, что предпочел бы интервью в «Аравоте» любому приглашению на телевидение.

Директор компании «P-Art» Карен Кочарян убежден, что газеты формируют общественное мнение – в отличие от телеканалов, «отделы информции которых ждут только протоколов, официальных сообщений и преподносят главным образом официальную информацию».

По мнению журналиста Артура Саакяна, общественное мнение в Армении формирует очень мало людей – где-то 2-3 тысяч человек.

«И весь вопрос в том, какое влияние имеет пресса на этих людей», – заключает он. А вот по мнению художника и искусствоведа Армана Григоряна, бессмысленна само постановка вопроса о формировании прессой общественного мнения. Кроме того, утверждает он, сформированное прессой общественное мнение нисколько не опасно для властей.

А. Ашотян, единственный представитель властей на этом обсуждении, немедленно откликнулся на замечание Карена Кочаряна о том, что «пресса – частица общества». «Почему же тогда пресса не реагирует одинаковым образом, когда наступают на ногу крестьянину и журналисту?» – спросил депутат от РПА. На это директор «P-Art» возразил, что все – и бизнесмены, и депутаты, и все прочие – громче всего кричат тогда, когда задевают их собственные интересы, нежели когда речь идет о крестьянах. «Значит, мы достойны друг друга!» – заявил А. Ашотян. «Да, и поэтому когда у должностного лица имеется кличка или он ругается матом, газета не может не писать об этом. Рыба гниет с головы!» – подтвердил К. Кочарян. Тут А. Ашотян как врач проинформировал всех, что на самом деле рыба гниет не с головы, а изнутри.

«Все анализы показывают, что в демократических странах, в том числе и в Армении, общественность относится к прессе почти так же, как и к властям, – заявил А. Ашотян. – Не приписывайте себе больше того, что у вас есть. Для прессы нет ничего святого. Ни в одной стране не существует свободной прессы – есть лишь возможность для деятельности свободной прессы, а это разные вещи». Шогер Матевосян, которая в ходе дискуссии периодически выказывала свое несогласие с обоими депутатами, все-таки согласилась с А. Ашотяном, когда он заявил: «Наша пресса оказывает не меньшее влияние, чем наши депутаты».

Что же касается обилия газет, то, по мнению Шаварша Кочаряна, на это, как и на изобилие партий, не следует сетовать. Судьбу партий и газет определят выборы и читатели, считает он.

Хотя из-за множества высказанных взаимоисключающих и противоречивых мнений обсуждение получилось чересчур бурным, тем не менее, те, кто был склонен недооценивать роль прессы в деле формирования общественного мнения, оказались в меньшинстве. И если хотя бы один из членов общества, прочитав эту публикацию, составит для себя определенное мнение о прессе или участниках обсуждения, то, значит, пресса сыграла свою роль.