В августе этого года в Гюмри состоялся 5-ый Биенале, в котором приняли участие художники из разных стран. Тема для создания их работ звучала поэтично: “Море, мечты, иллюзии”.
Наряду с представлением художникам повода для общения и организации показов, Биенале задался целью децентрализовать искусство и представить новшество-показ за пределами Еревана. “Хотя Гюмри второй город в Армении, однако культурные события там очень редки. Все централизовано в Ереване и нужно выходить на новые территории”,- говорит один из координаторов Гюмрийского Биенале Арпине Токмаджян.
Биенале имел очень оригинальный старт: художники отправились на Севан с тем, чтобы создать свои произведения на берегу озера. Опыт совместной работы на берегу Севана был очень неожиданным и в полном смысле слова провокационным. Художники разных национальностей имели два основных места обитания и творчества. Первое – находящийся на берегу Севана дом отдыха Института физики, где и осуществили свои проекты 40 художников, иллюстрировали стены полуразрушенного и местами сохранившего советскую символику здания пансионата и прилегающую территорию. Эта акция была воспринята, мягко говоря, грубо. Современные художественные эксперименты: изображения извилистых трубопроводов, созданий водного мира и иные приморские восприятия сочли чрезвычайно смелыми и анахроничными. Руководство пансионата жаловалось, что художники в разорванных одеждах “портят” стены вверенного им полуразрушенного пустынного здания и ограды. Художница Карине Мацакян вспоминает, что директор пансионата даже пытался заставить почистить разрушенные стены, собрать художественные принадлежности и необходимые художнице сети. Оставить след в пансионате оказалось довольно трудным делом, современная живопись и современная жизнь говорили на разных языках.
Вторым местом обитания участников Биенале была деревня Артаниш. Арпи Токмаджян рассказывает: “В деревне в основном живут беженцы, жизнь очень скучная, у людей нищенское существование, они совершенно оторваны от мира”. Художников сельчане приняли очень тепло, для них это была одна из немногих возможностей приблизиться к искусству.
Интересно, что такой метод работы стал потрясением и для художников. Чтобы не оторваться от земли и не замкнуться в своем “я”, нужно организовывать периодические акции для сближения с народом. Новые пространства и новые условия создают новый взгляд. “Конечно, мы старались свезти в деревню художников из тех стран, которые, более менее, знакомы с трудными условиями, могут понять, почему, скажем, нет горячей воды? Сельские условия были настоящим шоком для людей, прибывших из центра Европы, это было похоже на экстремальный вид спорта и экстремальную работу. У Арпине Токмаджян большая мечта: в Артанише, в названии которого есть слово “арт”, хочет создать резиденцию искусства. Там превосходная природа и тоскующие по искусству люди. “Буквально все в этой деревне может стать залом для показов, еще с советских времен сохранилось полуразрушенное и огромное здание универсама, которое ныне пустует”.
Однако, говорить об осуществлении этой мечты еще рано, сейчас “бескрайне синие” мечты, рожденные на берегах озера Севан, сливаясь с “бескрайней синевой” берегов Севана, представляются в ереванском выставочном зале “Геворгян”. А в ближайшем будущем вместе поплывут во Францию. В марте в Париже, а затем и в Лионе вместе с французскими художниками представят свои работы Ваграм Агасян, Арпине Токмаджян, Карине Мацакян, Мкртич Тоноян, Арчи Галенц, Вазон и Ашот-Ашот. 15 художников в своих картинах, видеоинсталяциях, фотографиях, в произведениях, сделанных в смешанной технике, представляют иллюзии моря и бескрайности. Изображают бумажные лодки, отправляют в море бутылки-послания, забрасывают рыбачьи сети, изображают собственный портрет в виде русалки. Словом, мечтают.