1-го ноября в Национальном Собрании РА началось обсуждение проекта государственного бюджета 2007-го года. Бюджета, который премьер-министр РА Андраник Маргарян назвал «восхитительным документом».
Журналисты, правда, так и не успели задать А. Маргаряну свои вопросы относительно восхитительного документа. Честь ответить на них выпала на долю министра финансов и экономики Вардана Хачатряна. Он и представил основные пункты бюджета: рост ВНП на 9%, инфляция до 4%, дефицит в 68,3 млрд драмов и т. д. Хотя бюджет предусматривал также усиление борьбы с экономическими преступлениями, улучшение налогового и таможенного администрирования и много других красивых вещей, насчет эпитетов министр оказался гораздо более сдержанным, чем премьер. В. Хачатрян воздержался также от слова «восхитительный», пояснив лишь, что «это проект государственного бюджета 2007-го года.
Этот проект содержал еще один любопытный прогноз: в будущем году экспорт возрастет на 16%, а импорт – на 13,5. Руководитель фракции «Народный депутат» Карен Карапетян поинтересовался, на чем основывается эта точка зрения, если в результате укрепления драма экспорт неуклоннно падает? К тому же, согласно самому проекту бюджета, процесс этот будет продолжаться, поскольку курс доллара определен в 357 драмов.
«Наверное, это будет последний год, когда мы будем давать прогноз курса», – отвеил В. Хачатрян, добавив, что публикация прогноза курса создает отрицательные импульсы и служит дополнительным стимулом для повышения курса драма. Он сообщил ткже, что в будущем расчеты будут делаться на основании курса текущего дня и что для валютных операций ЦБ и правительство за основу будут брать именно текущий курс. Если же произойдут изменения, то ущерб будет компенсирован за счет бюджета.
Что же касается падения экспорта, то В. Хачатрян высказал несколько интересных мыслей. Так, министр убежден, что нынешние процессы будут иметь и положительные последствия: «Укрепление драма создает возможности для внедрения новых технологий. Это дополнительный стимул для того, чтобы производители применяли новые технологии. Невозможно постоянно оставаться конкурентоспособными за счет дешевой рабочей силы».
Депутат Карен Карапетян не совсем согласен с этой точкой зрения. По его мнению, укрепление драма, может быть, и хороший процесс, «однако наступает момент, после которого он становится опасным». Он также против тех делаемых со спокойной совестью заявлений, что неконкурентоспособные предприятия должны вымереть, и считает, что тут есть над чем подумать, поскольку дефицит внешнеторгового баланса постоянно растет.
Мысли, высказанные министром В. Хачатряном по этому вопросу, еще более интересны. «Наши показатели неплохи. Отрицательный баланс нашей внешней торговли составляет 5-6% ВВП. Многие страны хотели бы иметь такой показатель», – утверждает он.
Трудно сказать, кто о чем мечтает и кто именно смотрит на Армению с черной завистью. Однако приведенный министром показатель, мягко говоря, сомнителен. По данным Национальной статистической службы, ВВП страны за январь-сентябрь составил 1 триллион 720 миллиардов драмов. Если взять за основу сегодняшний курс – 380 драмов за доллар, – то за первые 9 месяцев нынешнего года ВВП составляет примерно 4,4 млрд долларов. За тот же период экспорт составил 699,4 млрд драмов, а импорт – 1 млрд 508,7 млн. Отрицательный баланс – около 809 млн долларов. Простое арифметическое действие позволяет узнать, какой процент от 4,5 млрд составляют 809 млн. Примерно 18%. Это значит, что соотношение отрицательного внешнеторгового баланса и ВВП втрое выше указанного г-ном Хачатряном. Добавим к этому, что подсчет внешней торговли без алмазов дает ту же цифру. Интересно бы узнать название страны, которая мечтала бы о таком показателе! Впрочем, по мнению г-на Хачатряна, отрицательный внешнеторговый баланс не очень и страшен. «Я даже не представляю, что Армения когда-нибудь сможет иметь положительное внешнеторговое сальдо, то есть превышение экспорта над импортом», – говорит он.
Наряду со всем этим г-н Хачатрян считает возможным увеличение объемов экспорта в будущем году на 16%. Однако, как он признал, оптимистические прогнозы существовали и на этот год, но, увы, они, как всем видно, не осуществились.
Утверждения, будто укрепление драма наносит вред экономике Армении, г-н Хачатрян считает неинтересными. «Это правительство – единственное правительство, которое определило свои приоритеты до 2015-го года и следует им пункт за пунктом… Среди этих приоритетов важное место занимает преодоление бедности. Именно по этой причине мы отдали предпочтение инфляции», – сказал министр. Он также повторил все то, что до сих пор говорили представители ЦБ: надо выбирать между укреплением драма и инфляцией. Это значит, что удорожание драма и есть та цена, которую правительство платит за низкие темпы инфляции: «Чтобы курс доллара не упал еще ниже, государство выплатило больше 250 млн долларов и продолжает платить, чтобы замедлить курс, однако его удержание и остановка для нас неприемлемы, поскольку тогда изменятся заявленные нами приоритеты». По мнению В. Хачатряна, имеется и третий путь: «или же надо остановить экономический рост», на что вряд ли пойдут.
Министр финансов и экономики коснулся также высказываний тех экспертов, которые критикуют укрепление драма и его последствия. По мнению В. Хачатряна, все они не очень хорошие специалисты, да и работают по большей части в иностранных организациях. То есть, они получают свою зарплату в долларах или евро, а значит, падение валютного курса бьет по их личному карману. Министр желает, чтобы «получаемые ими евро они не навязывали народу». «Не понимаю, куда они лезут – и в социальную сферу, и в бедность, к которым никогда не имели отношения и вряд ли будут иметь в ближайшие сто лет!» – заявил он.
К этому остается лишь добавить, что, в отличие от других высших государственных мужей, г-н Хачатрян среди лиц, получающих зарплату в долларах, журналистов не упомянул.