Адвокат в тюрьме

26/10/2005 Ваан ИШХАНЯН

Жители улицы Бузанда получили очередной удар. Арестован адвокат, который защищал интересы четырех семей, проживающих на этой улице, и был самым активным среди остальных защитников.

Под предлогом государственной необходимости жителей домов по улице Бузанда выгоняют из их домов, чтобы построить там частные особняки. Вся государственная система – суда, полиция, прокуратура – против жителей. Из всех государственных учреждений только защитник прав человека назвал процесс «освоения» незаконным. Единственными защитниками интересов граждан оставались их адвокаты. Арестовав адвоката, государство лишило сразу четыре семьи права на правовую защиту, а заодно решило и проучить остальных. Председатель ООО «Юридическая группа Райт» адвокат Ваге Григорян был арестован 7 октября, а 10 октября суд назначил в его отношении меру пресечения в виде содержания под стражей в течение двух месяцев.

Он обвиняется в вымогательстве денег и подделке документов. 30-летний Ваге Григорян окончил юридический факультет Ереванского госуниверситета, прослужил в армии, работал следователем военной прокуратуры Карабаха. Был исполняющим обязанности прокурора Аскеранского района, а впоследствии приступил к адвокатской деятельности.

В этом году он стал адвокатом четырех семей улицы Бузанда, отказавшихся продавать свою собственность. Жители этой улицы разделились на две части. Одни не согласны с назначенной государством компенсацией и борется за то, чтобы ее размер соответствовал рыночной цене. Другие вообще отказываются продавать дома, заявляя, что Конституцией им гарантировано право на собственность, и государство, лишая их имущества, попирает Конституцию. Клиентами Григоряна являются именно представители второй группы. В их защите В. Григорян не ограничивается только представлениями ходатайств в суде. Он защищает жителей и от вторжения в их дома судисполнителей, которые в насильственном порядке оценивают имущество и выгоняют людей из домов. 1 марта сего года Григорян пресек попытку сотрудников службы принудительного исполнения судебных решений (ПИСР) проникнуть в дом 15/9, где они собирались по решению суда принудительно оценить дом. Два дня спустя это ему не удалось. Вместе с полицейскими сотрудники ПИСР силой вторглись в дом. В. Григорян вместе с партнером и хозяином, стоя у дверей, сопротивлялись этому. Судисполнители привели с собой эксперта по оценке имущества. Адвокат утверждает, что они не имели права приводить эксперта на чужую собственность. Судисполнители избили В. Григоряна и хозяина дома. Повалив адвоката на землю, они избивали его ногами. Телекомпания «Еркир медиа» сняла В. Григоряна после избиения – с залитым кровью лицом. «Они в основном били Ваге, – рассказывает житель дома Зорик Ваганян. – Если нам доставался один удар, то ему – пятнадцать». В конце концов вторжение в дом состоялось, и эксперт оценил недвижимость. 31 мая двое сотрудников Службы национальной безопасности (СНБ – бывшее КГБ) зашли в адвокатскую контору «Юридическая группа Райт» и, представившись сотрудниками аппарата Защитника прав человека, потребовали данные на жалобщиков.

Почему они представились сотрудниками Защитника прав человека? Накануне, в ночь на 26 мая, сотрудники СНБ вторглись в офис защитника прав человека и конфисковали компьютер, в котором хранилась информация офиса и конфиденциальные жалобы граждан. Защитник созвала пресс-конференцию и выразила опасение, что СНБ интересовали данные о двух гражданах, которые обратились и в «Райт», и к ней. 10 июня против Ваге Григоряна было возбуждено уголовное дело. Однако адвокат и тогда не перестал защищать своих клиентов. Сохранились видеокадры, на которых он спорит с сотрудниками ПИСР, которые пришли выгонять из дома его подзащитного.

Хозяин этого самого дома, Сашик Сафьян сказал, что адвокат защищает их бесплатно, потому что бороться с нарушениями Конституции для него дело принципа. Дело Сафьяна адвокат направил в Страсбургский международный суд.

Из-за чего же арестован адвокат? Армянский филиал фирмы «Крейн ЛТД» в виде налогов переплатило государству около 23 млн драмов (примерно 41 тыс. долларов США). По словам соратников Григоряна, в 2003 г. находящийся в США директор «Крейна» заключил с В. Григоряном договор о возврате переплаты через суд. Документы для процесса ему были посланы по почте. В. Григорян одержал победу во всех судебных инстанциях. Согласно предварительной договоренности, деньги были перечислены на расчетный счет «Райта», а затем, конвертированные в доллары, переведены на указанный директором «Крейна» расчетный счет в Америке – за вычетом причитающегося адвоката гонорара.

Через два месяца после этого к Григоряну пришли сотрудники СНБ и предложили дать сведения о своем клиенте. Григорян отказался, потому что не имел права раскрывать коммерческую тайну, и письменно обратился к руководству СНБ, спрашивая, почему его хотят завербовать? Ответа он не получил.

Два года спустя, в самый напряженный момент процесса защиты жителей улицы Бузанда, на В. Григоряна начались гонения. Во время допроса В. Григорян отказался отвечать на вопросы, поскольку закон об адвокатуре запрещает разглашать сведения о клиентах.

Арестовали его по заявлению человека, сообщившего, что он вместе с Григоряном якобы подделали уполномачивающие документы и исковое заявление «Крейна». В постановлении следователя прокуратуры написано: «Ваге Григорян пришел пришел к предварительному соглашению с не имеющим никакого отношения к армянскому филиалу ООО «Крейн ЛТД» Александром Акопяном о получении в судебном порядке из госбюджета и хищении путем использования заведомо ложных документов переплаты, образовавшейся в результате деятельность указанного филиала еще в 2003 г.» Этот «не имеющий никакого отношения к «Крейну» Александр Акопян является отцом директора «Крейна» Геворка Акопяна. Ваге Григорян арестован на основе показания одного лишь Александра Акопяна.

День спустя Акопян написал письмо защитнику прав человека, в котором сообщал, что в прокуратуре на него 10 часов подряд оказывали давление и заставили дать показания против него и Григоряна. 65-летний А. Акопян – человек больной, перенесший сложную операцию на сердце. Его заявление было переслано в прокуратуру, после чего Акопян забрал его из офиса Защитника… Акопяну предъявлено точно такое же уголовное обвинение, что и Григоряну, однако его почему-то не арестовали. Акопяну грозит лишение свободы от 4 до 10 лет.

После его ареста четыре семьи с улицы Бузанда созвали пресс-конференцию. «Очевидно, что арест Ваге Григоряна, защищавшего наше конституционное право не продавать отчие дома, родину, является ударом по нашим семьям», – заявили они.

«наши адреса остались прежними, но вместо наших домов там – одна огромная яма. Мы не только выгнаны, но и брошены на произвол судьбы. Мы лишились последней надежды: Ваге собирался направить наши дела в Страсбург, но его арестовали», – говорит бывшая жительница улицы Бузанда Гоар Галстян.

Первоочередным требованием четырех семей стало не восстановление гарантированных им Конституцией прав, не получение справедливой компенсации, а освобождение их адвоката. Григоряна защищают десять адвокатов. Число это может и вырасти. 13 октября четверо из них дали пресс-конференцию в Палате адвокатов. Они заявили, что этот арест – вызов всей адвокатуре, он угрожает всему этому институту. А еще – что любой адвокат может быть рассмотрен властями как потенциальный преступник и оказаться там же, где и Ваге…