Последний «сеанс» в Национальном Собрания превзошел все ожидания. Речь, разумеется, не об используемых депутатами словарном запасе и выражениях – кого сейчас этим удивишь? Речь прежде всего о том потрясающем пафосе, с которыми республиканцы и «странозаконовцы» наперебой обвиняют друг друга. Как и следовало ожидать, в результате перепалок сторон выкристаллизовался во всей ясности стержневой вопрос: кто больше украл у государства и народа? Республиканцы, например, уверены, что больше всего нахапала «Страна законности». Что ж, не исключено. Однако обратите внимание на «больше всего». Это значит, что грабили все, просто самым активным в этом деле была ПСЗ, а посему ей нечего сегодня становиться в позу обиженного. Кстати, поскольку в выступлениях членов ПСЗ прозвучали вполне конкретные обвинения в адрес вполне конкретных лиц, то имеются все основания считать, что в ближайшем будущем будут возбуждены новые уголовные дела – по обвинению либо в коррупции, либо в клевете и диффамации. Ну да это уже дело прокуратуры…
Однако с чего началась вся эта история? А с того, что ПСЗ завила: власти (в лице РПА и Сержа Саркисяна) преследуют их, не дают встречаться с народом, запрещают предоставлять эфир и т. д. Словом, не позволяют вести агитацию. Ну вот, теперь мы пришли к самому главному вопросу: а зачем вообще партиям агитация?
Впрочем, предвыборная агитация, что ни говори, имеет большое значение в тех странах, где власти формируются в соответствии с волей народа. К сожалению, нет никаких оснований утверждать, будто власти Армении формировались в результате честных, справедливых, прозрачных выборов. Более того, нет никаких оснований утверждать, что и предстоящие выборы будут чем-то отличаться от предыдущих. Иначе говоря, весьма велика вероятность того, что власти попросту «нарисуют» заранее согласованные цифры – независимо от того, как голосовал народ (или даже голосовал ли он вообще). Тогда, действительно, на кой партиям агитация?
Но сначала о формах агитации. Партии власти предпочитают «конкретные дела»: асфальтирование, предоставление семенного картофеля, бесплатную медпомощь, донорскую кровь и т. д. Оппозиционные партии по вполне понятным «техническим причинам» напирают больше на красивые обещания. Однако оба этих метода не имеют никакого касательства ни к политике, ни, тем более, к будущему страны. Вопрос не в том, представители какой политической силы добрее, честнее или красноречивей, а в том, в каком направлении должна развиваться страна в предстоящие четыре года. Иначе говоря, было бы вполне нормально, чтобы партии предлагали народу не картофельную рассаду или бесплатную медпомощь, а разъяснили, что они собираются делать для того, чтобы этот самый народ имел возможность пользоваться платной (и, следовательно, более качественной) медицинской помощью и мог получать такие доходы, чтобы самому выбирать, какой семенной картофель он предпочитает покупать. Это, кстати, относится и к оппозиции. Партия «Страна законности», например, как-то раз подняла вопрос о возвращении вкладов граждан, и с тех пор непрерывно размахивает этим как знаменем. Но насколько это связано с будущим страны и сратегией развития? В сущности, это та же картофельная рассада: на данный момент кстати, но в принципе никаких вопросов не решает.
В конечном итоге задача политически партий состоит вовсе не в том, чтобы «стелить соломку» народу, а в строительстве нормального государства. То есть строительство такого государства, где не будет нужды подстилать народу соломку. А для этого надо иметь ясное и четкое представление о том, каким образом следует решить стоящие перед народом и государством важнейшие вопросы – проблему Карабаха, урегулирование взаимоотношений с соседями, проблему коррупции и т. д. Решите эти вопросы, и народ уже не будет нуждаться ни в бесплатных картофельных семенах, ни в бесплатной медицине. Но сегодня ни одна партия – ни стоящая у власти, ни оппозиционная – об этих проблемах даже не заикается.
Но вернемся к нашему главному вопросу: зачем партиям вся эта агитация, если результаты выборов все равно будут «нарисованы»? Целей здесь по меньшей мере три. Первая: чтобы перенести предвыборную борьбу в совершенно иную плоскость, а политическую часть проблемы (стратегию развития на следующие четыре года) вытеснить вообще на второй план. Ведь крестьянин, получивший даровой семенной картофель, вряд ли спросит у партии: «А как вы относитесь к Парижским принципам урегулирования проблемы Карабаха?» Максимум, что он сделает, это протянет руку: «Знаете, у меня и семенного зерна нет…» А старик, получивший бесплатную медицинскую помощь, не спросит, мол, прошу вас, изложите позицию вашей партии в отношении американскогих инициатив по армяно-турецкому примирению в контексте последних геополитических явлений. Самое большее, попросит: «Ну, раз уж пришли, то проверьте и легкие у кума, тоже ведь старый человек».
Вторая пичина заключается, пожалуй, в том, что «квоты» на парламентские выборы 2007-го года еще не совсем распределены, и политические партии именно ради «гарантированных мест» пытаются обосновать свои амбиции. Есть и еще одна причина. Вполне возможно, что нынешняя «агитация» нацелена не на выборы в следующем году, а рассчитана именно на ближайшие несколько дней. И вовсе неважно, если «проагитированные» не пойдут завтра и не проголосуют – гораздо важнее, чтобы они в ближайшие дни не приняли участия в митингах оппозиции.
Так что все продумано. Деньги, потраченные на агитацию, никогда не оказываются выброшенными на ветер.