ЦБ устал от обвинений

31/10/2006 Бабкен ТУНЯН

Когда в Национальм Собрании проходили слушания по вопросу курса доллар-драм, один из депутатов-бизнесменов никак не мог понять, почему Центральный банк все взял на себя и пытается ответить даже на те вопросы, которые его не касаются…

Когда речь идет о причинах укрепления драма, разъяснения должен давать ЦБ. Если же о последствиях, то в качестве «обвиняемого» должно выступать в первую очередь правительство – в лице Министерства торговли и экономического развития, которое никак не реагирует на происходящие процессы. Однако все те, кто в начале прошлой недели смотрели передачу «5-е колесо» Общественного телевидения Армении и слушали Нерсеса Ерицяна, советника председателя ЦБ, уже не удивляются тому, что мишенью критики стал именно ЦБ.

С самого же начала телезрителей ждал сюрприз: оказалось, что 78% из находящихся в студии людей держат свои сбережения в долларах. После звонков телезрителей пропорция сбережений в долларах и драмах почти сравнялась.

Но и это еще не все. Как выяснилось, весьма значительное число наших граждан даже не пытается работать и уповает на приходящие извне деньги. Это – по словам г-на Ерицяна. К сожалению, никто из присутствующих не спросил у него: а на что им еще уповать – не на несколько же копеек пособия по безработице! Да и сам г-н Ерицян не разъяснил, где он нашел в Армении столько вакантных рабочих мест с нормальной зарплатой. Даже вакантные места уборщиц в ЦБ уже обещаны депутатам.

Трудно сказать, выражает ли советник председателя ЦБ, обвинивший множство людей в тунеядстве, свое собственное мнение, или же и Центробанк тоже проводил соответствующие опросы. Г-н Ерицян обвинил наш народ и в том, что он больше доверяет деньгам другой страны. Что же касается вредного воздействия удорожания драма, особенно на экспортные отрасли, то, по мнению советника, слухи сильно преувеличены, поскольку экспортеры «все свои расходы производят в долларах, так что под конец остается дел на пару копеек, которые они делают в драмах». Что и говорить, заключающий миллионные сделки представитель ЦБ может иметь собственные представления о размере «нескольких копеек». Г-н Ерицян просто хотел сказать, что наши бизнесмены платят работникам, за сырье и т. д. в долларах, что запрещено законом, и при этих обстоятельствах колебания курса не могут серьезно повлиять на их деятельность.

Как бы то ни было, как из слов г-на Ерицяна, так и из выступления Тиграна Саркисяна в НС можно заключить, что ЦБ больше не желает быть козлом отпущения.

Так, долгое время ЦБ утверждал, что укрепление драма обсуловлено экономическим ростом, что в этом нет ничего ужасного и что отрицательных последствий для экономики не ожидается. В то же время он заявлял, что все делает правильно. Потом он начал намекать, что удорожание драма – следствие поступающих извне денег (что не подобает стране с двузначными показателями экономического роста). Наконец, начали признавать и то, что укрепление драма бьет по внутреннему производителю. Т. Саркисян попытался отфутоболить обвинение НС, который законодательно закрепил приоритет сдерживания инфляции. ЦБ начал в открытую заявлять, что в условиях плавающего курса мы будем иметь либо инфляцию, либо укрепление драма. А то, что курс плавающий – решил уже не Т. Саркисян.

В ходе той же передачи член совета ЦБ Ваче Габриелян заявил, что одной только экономической политикой проблему не решить – следует учитывать также фискальную политику. Это значит: не надо обвинять только нас, обвинять надо и правительство. А бывший председатель ЦБ Баграт Асатрян сделал примечательное заявление. «За столько времени я не слышал, чтобы прравительство проявило беспокойство по поводу сложившейся ситуации», – сказал он.

Нам тоже не доводилось слышать, чтобы Министерство торговли и экономического развития проявило беспокойство в связи с катастрофическим положеием в экономике и экспорте. В свое время это ведомство изъяло из своего названия слово «промышленность», поскольку бессмысленно быть координирующим органом несуществующей отрасли. Что же касается «экономического развития», то самое важное здесь – двузначные цифры. И неважно, за счет чего – строительства «элитарок» или казино. Но уж насчет торговли-то должны были почесаться, ибо дефицит внешней торговли постоянно растет! В любом случае это ведомство намного более достойно критики, чем ЦБ. Так, например, министр К. Чшмаритян утверждает, что хотя объемы экспорта снизились, это не следствие удорожания драма, и советует экспортерам модернизироваться или отказаться от части прибыли. Министерству не до таких «мелочей», как поддержка собственных проиводителей – ему гораздо важнее рекламировать по Си-Эн-Эн Армению. Чтобы к нам приезжало больше туристов, привозили больше долларов и чтобы, когда доллар достигнет 200 драмов, начать обвинять уже туристов.

Просто удивительно, как удавалось этому ведомству так ловко увиливать и избегать критики! Впрочем, людей не особенно интересует, какая именно ветвь власти виновата в создавшейся ситуации – Центральный банк, правительство или Национальное Собрание. Все они живут за счет общества и помимо раскатывания по заграницам за счет выплачиваемых людьми налогов и устройства всяческих бессмысленных конференций с красивыми названиями должны бы хоть чуточку подумать и о налогоплательщиках.

А пока что каждый из них очертил для себя определенный круг обязанностей и ни в коем случае не соглашается выйти за эту черту: не мое дело! У кажого из них своя сфера: один сдерживает инфляцию, второй занимается рекламой по Си-Эн-Эн, третий занимается вообще неизвестно чем. И то, что происходит за пределами их узкого круга, никого не интересует. Ну не можем мы поверить в то, что при желании нельзя собраться, скоординировать усилия и найти конкретное решение проблемы. Ведь в случае чего власти очень даже прекрасно находят общий язык, было бы желание! В противном случае следует предположить, что укрепление драма никак не задевает карман власть имущих, ведь зарплату – главный источник своих доходов! – они получают в армянских драмах.