168 часов в Париже

31/10/2006 Карапет ТОМИКЯН

Совершив посадку в парижском аэропорту “Шарль де Голь”, не сразу вникаешь в смысл известного выражения Хемингуэя : “Париж – праздник, который всегда с тобой”. Его осознаешь через некоторое время. Однако, речь не только о большом культурном богатстве “Европейской столицы” : жизнь в Париже кипит, каждая мелочь будней заставляет жить полноценной жизнью. Наш 7-дневный парижский визит прошел под воздействием ярких впечатлений.

В Париже машины не умещаются

Первое впечатление от французской столицы не такое уж приятное. Причина в пробках. С ними можно встретиться во всех частях Парижа, в разные часы дня, вне зависимости от того, едешь по узким улицам или проспектам. Правда, в ночные часы ситуация более благоприятная, тем не менее, на центральных проспектах всегда есть пробки. Однако Париж не только надземный город. В Париже есть много подземных автостоянок буквально в несколько этажей. Но автомашинам не хватает и этого. Эти “parking”-и почти всегда переполныны, здесь тщетно искать пустое место. Причем, автостоянка вовсе недешевая услуга. В зависимости от того, на какое время оставляет водитель свою машину в “parking”-е, его цена достигает десятков евро. В Париже находят, что если в одно и то же время все автомашины города вывезти на улицу, движение попросту остановится. Кстати, многие парижане предпочитают велосипеды и мотоциклеты, обилие которых говорит об их практичности.

Даже в условиях подобного обилия машин и уличных пробок движение в основном осуществляется законным образом. Нарушений правил движения в Париже случается очень мало. Пожалуй, это обусловлено также превосходством закона в стране. Ни одному парижанину не придет в голову проехать под красный свет или развернуться в запрещенном месте. Может от этого в Париже очень редко можно встретить дорожную полицию. Но парижские граждане уверяют, что если полицейский останавил, значит водитель допустил серьезное нарушение, и его “дело труба”. На парижских улицах нет полицейских, но есть специальные радары, которые парижане называют “саркози”. Дело в том, что эти устройства ввел министр ВД Франции Никола Саркози. Дорожные радары сразу же фиксируют превышение допустимой скорости, фотографируют автомашину, и на следующий день по адресу квартиры водителя этой машины приходит письмо, в котором отмечается размер штрафа, должного уплатить.

Многие автодороги, ведущие из Парижа в другие районы Франции, платные. В нескольких местах дороги расположены проходные пункты, где заплатив, водитель может продолжить дорогу. Платные автодороги в свою очередь дорогие и дешевые. Эти высококлассные дороги почти на час сокращают время путешествия. Но интересно то, что граждане не жалуются ни на дороговизну автостоянок, ни на платные автодороги. Они находят, что все это делает их будни более удобными, по сему, они обязаны платить за эти услуги.

Прогуливаясь по Парижу, обратили внимание на передвижение по улицам официальных делегаций. Несколько мотоциклетов, сопровождающих автомашины местных и иностранных чиновников, которые находятся впереди колонны, знаками требовали у водителей открыть дорогу. Весь этот “порядок движения” занимал секунды и вовсе не мешал городскому движению.

За пределами Парижа

На день сьездили за 200 км от Парижа, в находящиеся на берегу Ла Манша приморские “близнецы”-города Довиль и Трувиль. Восхитительная природа, роскошные рестораны, бары, другие места отдыха : за счет всего этого и развивается туризм двух городов. В центре Довиля и Трувиля находится по-одному роскошному игорному дому, которые принадлежат группе организаций “Lucien Barriere”. В течение дня сотни людей из разных районов Франции посещают эти казино. А последние буквально содержат эти города. Их деятельность облагается налогами на столько, чтобы возместить огромные бюджетные расходы Довиля и Трувиля. Это требование игорным домам представлено мэрией.

В своеобразном архитектурном стиле маленький городок Плеси Робинсон, находящийся на расстоянии 20 км от центра Парижа, по количеству зелени он занимает первое место во Франции. Мэр Плеси Робинсона Филипп Пемезек, который из одной команды с Никола Саркози, запретил в своем городе современную архитектуру. Здания в Плеси строятся и реставрируются только в классическом архитектурном стиле. Интересно и то, что вместе с роскошью и своеобразием маленького города фасад здания мэрии не ремонтировался с 13-ого века.

Прогуливаясь по Шанз-Элизе

Проспект Шанз-Элизе, имеющий 70 метров в ширину и 2 км в длину, одно из самых дорогих и красивых мест в мире, где возможно все : гулять, отдыхать, делать покупки, зайти в ресторан и кафе, в театр или на дискотеку и т.д. Почти все знаменитые крупные фирмы мира имеют магазины на Шанз-Элизе. И во всех этих магазинах множество посетителей. Длина очереди у входа в многоэтажное здание фирмы “Louis Vitton” (в основном китайские и японские туристы) иногда достигает нескольких метров. В кафе на Шанз-Элизе в некоторые часы дня попросту не обслуживали посетителей, поскольку их бывает такое множество, что официанты не успевают работать. Это в Париже нередкое явление. Нам обьяснили, что спрос на официантов довольно большой, однако отдающих предпочтение этой работе молодых людей не так много. Кстати, официанты уличных кафе немногим позже после принятия заказа нередко требуют рассчитаться. Говорят, причина этого явления в том, что часто люди заказывают и уходят, не заплатив. Официанты же “страхуют” себя от недобросовестных посетителей. Залогом успеха своего бизнеса хозяева ресторанов считают высокое качество обслуживания и скорость, по сему, акцентируют именно это. Парижские кафе, бары и рестораны имеют еще одну особенность. Самые дорогие заведения, которые находятся в ряду наилучших в мире, на внешний вид – строения, не бросающиеся глаза ничем особенным (внешне многие уступают ереванским ресторанам). Однако, когда входишь в зал и пользуешься услугами данного заведения, осознаешь смысл дороговизны. То же касается и гостиниц. Дверь в гостиницу “Marriott”, находящуюся на Шанз-Элизе, имеет 2-3 метра в ширину и ничем не отличается от соседних заведений. В том случае, когда “Marriott” – сеть наилучших и самых дорогих гостиниц.

На Шанз-Элизе находится и место отдыха “Culture Biere”, которое бросается в глаза своим широким ассортиментом вкусного пива. В вечерние часы “Culture Biere” полон до отказа в основном молодежью. Когда мы вошли, мест не было, однако нам подсказали, что во Франции люди вовсе не “святые”, их можно “отблагодарить”. Так и случилось. Предложили определенную сумму менеджеру заведения, и для нас были освобождены кресла.

Скромный внешний вид присущ не только местам отдыха Парижа, но и парижанам. От Эйфелевой башни, Собора Парижской Богоматери или музея Лувра проспект Шанз-Элизе отличается тем, что местных здесь можно встретить больше. Интересно присесть в каком-нибудь открытом кафе и просто понаблюдать за прохожими. Не зря говорится, что парижская мода своеобразна и вечна. Все граждане одеты в своем и присущем Парижу классическом, но современном стиле.

Говорят, что Париж грязный город. Естественно, любая крупная населенная местность мира подвергается загрязнению. Но на Шанз-Элизе стали очевидцами того, как среди плотной массы людей проезжают специальные убирающие машины-пылесосы и буквально “полируют” тротуары. И так, в день по нескольку раз.

Вместе с роскошью и великолепием на главном проспекте Парижа на каждом шагу можно встретить бродяг и попрошаек. Один – в полном горизонтальном положении, босой лежал на земле, другой – присев на колени, молился, третий – разгуливал и просил сигареты… Интересно, что многие из попрошаек говорили на английском, чувствовалось, что они неместные. У одной женщины же выяснили, что в Париж она приехала из Боснии-Герцеговины и по стечению обстоятельств оказалась в тяжелом социальном положении. От слов “Босния-Герцеговина” у меня заговорила совесть и я решил ей помочь. Однако, через какое-то время наш товарищ обьяснил, что они нарочно это подчеркивают, чтобы растрогать человека, а в действительности эти бродяги многих богаче. Вообще в Париже нужно остерегаться не только бродяг-цыган, но и попрошаек сигарет, потому что многие из них – профессиональные карманники.