Самой древней, самой сложной и в то же время самой интересной игрой, когда-либо созданной людьми, являются шахматы. Причина этого, скорее всего, в том, что эта игра очень напоминает нашу же жизнь, где пешка может стать ферзем, конем или слоном, а король – кажется самой слабой фигурой. Почему кажется? А потому, что сколь бы слаб ни был король, он все же самая сильная фигура, ибо игра завершается лишь тогда, когда из игры выбывает именно король. Во всех остальных случаях игра продолжается.
А в самой игре чаще всего побеждает не самый умный (это обязательное, хотя и не самое главное условие), сколько более дальновидный и психологически стойкий игрок. Однако если вспомнить такие шахматные термины, как «рокировка», «жертва», «цейтнот», «дебют», «пат» и другие, то можно представить на миг, что это заодно и политические термины. А поскольку политика тоже игра, в которой есть свои победители и побежденные, то я решил начать цикл под названием «Политические шахматы», где белыми будут играть власти, а черными – оппозиция, или наоборот. Впрочем, в зависимости от темы, по обе стороны шахматной доски могут оказаться также политические силы Армении и геополитические силы мира. И, в отличие от настоящих шахмат, я сам буду по очереди играть роль сидящих друг напротив друга сил. А поскольку в эти дни самой острой темой внутриполитической жизни является вопрос изменений в Конституции, мы на этот раз сыграем именно в эту игру.
Лагерь белых:
Король – Роберт Кочарян
Ферзь – Коалиция
Ладьи – силовые структуры
Слоны – геополитические силы
Кони – провластные СМИ
Пешки – парламентские и непарламентские «прогосударственные партии».
Лагерь черных:
Король – уточняется
Ферзь – Союз 21-го
Ладьи – оппозиционные силы, стоящие вне Союза 21-го
Слоны – геополитические силы
Кони – оппозиционные СМИ
Пешки – непонятная масса
Провластный Карен Кочарян: играет белыми
Если учесть, что вот уже больше десяти лет в те или иные периоды оппозиционные силы настаивали на положениях, которые сегодня нашли место в пакете конституционных изменений, который, кстати, удостоился высокой оценки также со стороны Венецианской комиссии, то нынешние действия оппозиционных деятелей не выдерживают никакой критики. Наиболее пассивную и в то же время наиболее разумную позицию выбрал Шаварш Кочарян, который хотя бы не призывает к «нет» и считает, что оппозиция должна бороться против властей, а не против конституции или собственного государства, что, естественно, нелепо. Обратим внимание на тех оппозиционеров, которые являются не классической оппозицией, действующей в политическом поле, а оппозицией ради оппозиции. Называясь таковыми, они получают извне кое-какие деньги и на эти деньги содержат семью. При этих обстоятельствах все подобные неведомые партии или организации данного типа, присоединяясь к формату 15-и, 17-и или 21-го, решают две задачи. Во-первых, как уже говорилось, чтобы урвать свой кусочек от общего «торта». И во-вторых, чтобы в документах, которые печатаются в республиканской прессе, оказаться рядом с более или менее известными партиями. Одним словом, пользуясь случаем, делают свой пиар. Что же касается действующих в политическом поле известных оппозиционных сил, то эту их борьбу нельзя считать политической, поскольку у ней нет никакой идеологической основы. Во-первых, как уже говорилось, они борются против того, за что боролись долгие годы и именно поэтому не могут сегодня объяснить смысл своего «нет». И второе: как всегда, этот формат очень скоро распадется. Поскольку амбициозные политические мужи, не имея идеологически ничего общего, начнут искать лидера. И, не найдя, двинутся каждый своей дорогой (поскольку им кажется, что поскольку наступает ноябрь, то и здесь повторится грузинский вариант, – не понимая, что смена власти зависит не от времени года, а от наличия серьезного политического деятеля, а также объективных и субъективных условий, тогда как ни того, ни другого сегодня в Армении в наличии не имеется).
Оппозиционер Карен Кочарян: играет черными
В действительности же оппозиция, призывая сказать на референдуме «нет», призывают народ выступить против нынешней администрации, которая, вне зависимости от содержания Конституции, ее нарушало и будет нарушать. А поэтому по меньшей мере смешными кажутся, например,
Статья 8: В Республике Армения признается и защищается право собственности. (А улица Бузанда?).
Статья 14.1: Все люди равны перед законом. (Да кто же в это верит?!).
Статья 16: …Если задержанное лицо в течение 72 часов не заключается под стражу решением суда, то он подлежит немедленному освобождению. (Арестом адвоката Ваге Григоряна это положение было нарушено всего несколько дней назад).
Статья 17: Никто не должен подвергаться пыткам, а также бесчеловечному или унизительному обращению или наказанию. Задержанные, арестованные и осужденные имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства. (Авторы этого положения не иначе как с Луны свалились – попробуйте хотя бы раз поприсутствовать на допросе в любом нашем полицейском участке!).
Статья 29: Каждый имеет право проводить мирные, без оружия, собрания. (Правильно: согласно закону о митингах и демонстрациях, – в любом месте за пределами Армении).
Статья 36: Родители имеют право и обязаны заботиться о воспитании, здоровье, полноценном и гармоничном развитии и образовании своих детей. (Право-то имеют, а вот возможности – нет…).
Статья 45: Каждый обязан в установленном законом порядке и размерах платить налоги, пошлины, совершать другие обязательные выплаты. (Эту статью стоило бы несколько раз прочитать многим депутатам НС).
Статья 65: Депутат не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, занимать должности в орган государственного или местного самоуправления или коммерческих организациях, выполнять другую платную работу, за исключением научной, педагогической и творческой деятельности. (Мне ли следовало указывать эту статью?..)
А самое интересное заключается в том, что власти, имея мощную пропагандистскую машину, не гнушаются создавать формат 22-х, входящие в которую партии и организации неведомы даже самим создателям этой структуры. Но зато на одну единицу больше созданного оппозицией формата. Какое великое достижение! А кроме того, ясно, что на информационном поле власти и оппозиция будут играть в заведомо разных весовых категориях.
Шахматный комментатор Карен Кочарян
Не зависимо от того, каковы будут итоги референдума по Конституции, начало – или, как принято говорить в шахматах, дебют – белые провели очень активно и сейчас имеют как позиционное, так и материальное преимущество. Черные же, несмотря на то, что предварительных своих интервью утверждали о намерении показать активную игру, пока что заняли пассивную оборонительную тактику. Ну что ж, это тоже стиль игры. Однако подождем референдума и посмотрим, чья игра больше понравится зрителям, а самое главное, – кто окажется победителем в этой сложной борьбе.