Советник президента РА Сейран Авакян ныне активно занимается проблемами системы местного самоуправления РА. На семинаре по теме «Европейский опыт местного самоуправления, состоявшемся 20-го сентября в гостиничном комплексе «Конгресс», С. Авакян отметил, что хотя в этой области Армения «выгодно опережает своих соседей по региону», тем не менее, «это не повод почивать на лаврах» – еще очень многое предстоит сделать. Чтобы сделать работу общин более эффективной, приняты соответствующие законы, однако необходимо обеспечить их «имплементацию». Уже принят закон «О муниципальном служащем», около 7000 сотрудников общинных администраций должны пройти переподготовку и аттестацию.
Речь на семинаре заходила и о статусе Еревана. С. Авакян убежден, что новая Конституция значительно упростила решение проблемы, четко установив, что Ереван – община. В свое время, когда только еще шло обсуждение изменение в Конституции, многие не уставали повторять, что Ереван должен наконец получить статус общины. Стороннему слушателю могло показаться, что вся дальнейшая судьба города с трехтысячелетней историей зависит именно от этого статсуса. После референдума прошел год. Так что же сделано за это время, имеются ли какие-то соображения, связанные, скажем, хотя бы с порядком прямых или косвенных выборов мэра столицы? На этот наш вопрос г-н Авакян сказал, что Переходными положениями Конституции прдусмотрен двухгодичный срок разработки порядка – сейчас идут его бурные обсуждения. И пока мы переваривали это сообщение, ибо даже ведать не ведали, где, как и когда идут эти обсуждения, советник президента сам выразил удивление тем, почему СМИ никак не освещают их. Впрочем, ответа на вопрос о выборах мэра так и не последовал.
Председатель Ассоциации финансистов общин Ваан Мовсисян также рассказал об успехах, достигнутых нашими органами мстного самоуправления, хотя коснулся и имеющихся проблем, особенно в области финансирования. «Когда я читаю закон «О компенсации доходов общин», мне кажется, он написан для общин других стран», – признался г-н Мовсисян. Дело в том, что если община не может обеспечить собственные доходы, они возмещаются из бюджета, но лишь… через три года. Но хуже всего то, считает В. Мовсисян, что сегодня на стадии обсуждения находится законопроект, по которому эта компенсация будет выдаваться за счет тех составляющих 4% бюджета дотационных сумм, которые так или иначе предназначены для финансирования общин.
И все-таки «гвоздем» семинара, насколько мы поняли, была проблема малых общин. Так, по словам С. Авакяна, мы распылили нашу местную власть. Слово «распылили» следует понимать не в смысле «извели под корень», а как «невероятны по количеству и крошечности»: «В Армении действует 930 единиц местной власти, тогда как в Литве – всего 64». Согласно прозвучавшим выступлениям, иметь такое великое множество местных администраций просто невыгодно, поскольку их большая часть не может обеспечить осуществление закрепленных за ними законом полномочий. Как проинформировал С. Авакян, в нашей республике имеются три общины, население которых даже меньше 50 человек. А 450 общин, то есть примерно половина всех общин страны, насчитывают по тысяче и меньше человек.
Решение проблемы, по мнению докладчиков, заключается в создании межобщинных объединений, тем более что измененная Конституция вполне позволяет это сделать. Проще говоря, некоторые общины можно просто слить. Так, по словам В. Мовсисяна, пригородное село с 350 жителями можно слить, скажем, с городом Капаном, насчитывающим 65 тысяч жителей. Суть в другом – как отнесутся к такому слиянию сами руководители и сотрудники общинных администраций? Как отметил присутствовавший на обсуждении Сос Гимишян, они, естественно, должны быть категорически против, поскольку «у них есть кресло, есть должность, есть даже обязанности, и хотя ничего не делают, деньги тащат к себе домой, а частично дают нужным чиновникам, чтобы избраться и на следующий раз». Поэтому укрупнение общин, считает он, вовсе не обязательно: надо просто давать людям нормальную зарплату и следить, чтобы они выполняли свои обязанности. «В Чехии имеется 5000 общин, и они нормально работают. А вот если отдать под суд некоторых наших за невыполнение обязанностей, они скажут: а что мы могли, если вы нам денег не даете? И тогда все было бы ясно», – находит С. Гимишян.
Тем не менее, программа цукрупнения общин уже «запущена». «Мы хотим, чтобы закон был принят уже осенью», – говорит С. Авакян. Единственная загвоздка вот в чем: как сделать, чтобы это было не слишком болезненно для «укрупняемых» сельских старост? «Когда мы даем местным властям полномочия, они принимают их очень даже охотно, но как только пытаемся забрать их обратно, на ноги может подняться все село», – сетует советник президента.
В. Мовсисян предложил еще один вариант: можно им сказать, что в случае объединения будет построена школа, дорога и т. д., хотя у нашего государства на это все равно нет денег…
Впрочем, наши власти, судя по всему, будут руководствоваться другим методом, а именно – принуждением: укрупняемся, и точка! А кто будет брыкаться, у того отберут полномочия и передадут их областной администрации. Как отмечали выступавшие, именно так поступают во многих странах Европы.
«В конце концов, мы проведем реформы не для сельского старосты, а для бухгалтера и жителя. Разве ребенок виноват, что он родился в маленьком селе, где нет нормального детского садика?» – вопрошает В. Мовсисян.
Зато в результате укрупнения будут сэкономлены средства, которые сегодня идут на содержание сельских мини-администраций.
Поняли, куда все поворачивает? Разве это опять же не «оптимизация» сел, некогда называвшаяся «укрупнением»? Однако Сейрак Авакян не соглашается с такой нашей трактовкой, отмечая, что это не оптимизация, а повышение эффективности. Странно, потому что мы до сих пор считали, что «оптимальный» значит именно «эффективный»… Но, оказывается, между этими словами – «две большие разницы»