Армения – воистину страна контрастов. Особенно в сфере экономики. С точки зрения обычной человеческой логики порой просто ничего нельзя понять – независимо от того, кто рассуждает о нашей экономике: представители международных финансовых организаций или наши экономические бонзы. Говоря об экономике Армении, Всемирный банк использует экономический термин «тигр», хотя одновременно сетует на медлительность реформ в таможенной сфере и высокий уровень коррупци. Глава таможенного ведомства РА подмечает эти несоответствия и гневается. Г-н Аветисян, не соглашаясь с этими оценками, ссылается на один из докладов-исследований Всемирного банка. В нем указано: лишь три процента из опрошенных бизнесменов считают таможенную сферу коррумпированной.
Упомянув в ходе пресс-конференции об этом докладе, главный таможенник Армении продолжает: «За девять месяцев текущего годы был уволен 121 таможенный служащий» (цитируется из газетных публикаций). Согласитесь, нелегко понять, за что уволен 121 человек из системы, в которой нет коррупции. Может быть, они уволены за недостаточную профпригодность? Что ж, логичное предположение. Но ведь такое предположение звучит скорее как обвинение, а не объяснение. В конце концов, на работу этих людей принимал не Пушкин, а г-н Аветисян, возглавляющий таможенную сферу с 2001-го года. И за один только нынешний год ему удалось сделать то, чего он не делал все предыдущие пять лет.
Любопытно поглядеть и на то, какие интересные цифры публикует таможенная служба. За девять месяцев этого года импорт вырос – примерно на 90 млрд драмов. Но, по тем же официальным данным, физический объем импорта вырос всего на один процент. Официально рост произошел за счет уточнения таможенных стоимостей. Давайте представим, что произошло. Вот уже девятый месяц подряд курс валют в Армении неуклонно падает. В этом смысле, как признается начальник таможенной службы, укрепление драма его, как государственного служащего, не радует. Поскольку «это прямо влияет на приход. Таможенная стоимость импортируемых товаров представляются в долларах и евро, на этом основании и исчисляются выплачиваемые суммы». Тем не менее, таможенники все же сумели выяснить, что, вопреки всем клятвам, импортеры обманывали их годы подряд, то есть постоянно занижали цену товаров. Теперь наши таможенники уточнили цены и скорректировали стоимость и выплаты. Однако после такого успеха они почему-то решили заняться самобичеванием и уволили целую кучу народа. «Среди них – и уволенные за случаи коррупции», – объясняет г-н Аветисян, к вящему нашему сожалению не назвав, однако, сумму причиненного государству ущерба.
Как гражданин, правда, г-н Аветисян рад укреплению национальной валюты, хотя этот отрадный для него факт он даже не попытался проанализировать как экономист или руководитель экономической сферы в сравнении с другим, но опять же им опубликованным фактом. А именно: за те же девять месяцев нынешнего года экспорт сократился на 25 млрд драмов.
Из-за повышения курса драма стоимость собственного внутреннего производства дорожает, а значит, наша продукция на внешних рынках становится менее конкурентоспособной. Делая вид, будто не видят тут простой логической связи, наши официальные круги предпочитают винить во всем производителей. Внимания властных структур все еще не уцдостоился тот факт, что многие бизнесмены нашли способ избежать отрицательных для себя последствий удорожания драма – началась утечка нашего производственного капитала. Некоторые армянские бизнесмены начинают переносить свое производство даже в Грузию. Многие переработчики сельхозпродукции в частных беседах и не скрывают, что бизнес-планы по переводу своих предприятий за границу уже находятся в стадии разработки. Игнорируя очевидные факты, наши власти, тем не менее, пытаются придумать логические обоснования для нелогичных фактов, имеющих место в нашей экономике.
Так, например, официальная статистика, начиная с 1997-го года, фиксирует сокращение объемова импортируемого бензина. Вместо того, чтобы рассматривать это явление как очевидный пример коррупции и монополизма на рынке, его попросту искажают. Многие автомобили сегодня работают на газе, уверяют нас наши руководители, а г-н Аветисян даже приводит доказательство: «Я получил из «АрмРосгазпрома» справку о том, что в этом году потребление газа увеличилось на 48 процентов». Видно, настолько заработался человек, что не успевает даже следить за «Айлуром»… А жаль! Иначе смог бы как гражданин порадоваться растущим темпам газификации все большего и большего числа населенных пунктов. Признайтесь ведь, что работающий на газе джип – явление намного более сказочное, чем даже русалка. Но сказки почему-то продолжают сочинять о русалках…