Никогда за постсоветскую историю Грузия не получила такого нагоняя от ООН, всякие многочисленные постановления которого были если не явно «протбилисскими», то в отношении страны, за какие-то пару лет независимости развязавшей две войны против своих же автономий, и обе автономии в результате потерявшей, и более 10 лет пытающейся любой ценой вернуть их под свою юрисдикцию, всегда более чем лояльными. Даже тогда, когда терпение Тбилиси в адрес самопровозглашенных республик Абхазии и Южной Осетии заканчивалось и он начинал от бряцания оружием переходить к боевым действиям.
На минувшей неделе Совет безопасности ООН принял беспрецедентную по жесткости резолюцию по Грузии – исключить из лексикона воинственную риторику в адрес Абхазии, демилитизировать Кодорское ущелье, переименованное в Верхнюю Абхазию, положить конец всяческим действиям, которые могут быть истолкованы как провокационные. В довершение ко всему Совбез, невзирая на объемые пакеты документов, в которых грузинская сторона доказывает вредоносность пребывания российских миротворцев в Абхазии, взял да и продлил до апреля 2007 года их мандат. Если дать волю фантазии, то перечисленные конкретные рекомендации Совбеза ООН Грузии, изложенные в резолюции, можно грубо трактовать, как типа: оставить Абхазию в покое, коли переговоры не складываются.
Похоже, именно так расценили резолюцию в Сухуми. Де-факто президент Сергей Багапш назвал принятое Совбезом резюме первым объективным документом по Абхазии. Довольна и Россия, продавившая-таки документ по Грузии. Говорят, что в обмен на покладистость по проблемам Северной Кореи и Ирана. Москва «обмен» отрицает. И это закономерно. Совсем уж мелочной представится в этом случае политика России, претендующей на роль сверхдержавы – пожертвовать столь значительными вопросами как корейский и иранский, чтобы продолжить выламывание рук «задиристому» маленькому соседу, никакой значительной роли в мировой политике играть не способному по целому комплексу причин.
Надо полагать, что после принятой резолюции, давление России на Грузию усилится по всем направлениям. И объясняться это будет тем же нарушением со стороны Тбилиси Московских соглашений 1994 года по Абхазии – вводом войск в Кодорское ущелье, милитаризацией этого региона и т.д.
Парадокс – постановлением доволен и Тбилиси. Президент Михаил Саакашвили в специальном комментарии объявил резолюцию Совбеза ООН… еще одной победой Грузии над Россией на международной арене! Дескать, Совбез принял совсем не тот документ, на котором настаивала Москва. «Я знаю из достоверных источников, какое давление оказывала Россия, чтобы по Грузии была принята очень жесткая резолюция. Предлагался своеобразный размен мировому сообществу – поддержка действий по Северной Корее, в обмен на карт-бланш по Грузии», – заявил Саакашвили.
В том смысле, в котором говорил президент, возможно, резолюцию Совбеза в нынешнем ее виде действительно можно считать в некотором роде успешной для Грузии. Но вот дальше начинается совсем уж непонятное. Грузинские высокопоставленные чиновники, ведомства, депутаты заговорили о резолюции, осуждающей грузинскую политику в абхазском направлении, как чуть ли не о колоссальном достижении – цитаты передергиваются, искажаются… Но и это – ерунда, что называется, сами себя обманули. Или из этого ряда.
В следующем своем выступлении грузинский лидер, судя по некоторым признакам серьезно задетый оон-овским постановлением, не смог не заговорить о России. Суть его выступления свелась к приглашению всех соотечественников, живущих в РФ обратно в Грузию, предоставлению им грузинского гражданства и… обеспечением их работой.
Какой работой, если половина населения страны нетрудоустроена?! Оказывается, работа будет им предоставлена в… Абхазии! «Мы скоро вернемся туда! Нам нужны квалифицированные строители, метропрокладчики, машинисты, ученые. Все, кто способен приносить пользу государству!» – заявил Саакашвили.
А как же резолюция ООН, в которой предлагается отказаться от действий и риторики, которая может быть оценена провокационной? В Сухуми обратили внимание на очередное выступление грузинского лидера, выводы сделали, бумагу на этот счет состряпали и отправили – то ли в ООН, то ли на Смоленскую площадь. И вот уже российское внешнеполитическое ведомство распространяет комментарий, в котором речь Саакашвили называется едва ли не игнорированием решений Совбеза, и следуют размышления над тем, когда Грузия с таким вот подходом к серьезным проблемам может стать страной-изгоем в мировом сообществе.
Очевидно, теперь Кремль поставил себе такую задачу – доказать всему миру антигуманность «южного соседа». И возьмется ее рьяно решать, если получит для этого относительно серьезный повод.