Есть такой анекдот: поспорили несколько человек о том, похороны чьего отца прошли пышнее. Один из спорщиков хвастливо заявил, что своего отца он похоронил так, как никто другой: “три раза на “бис” закапывали!”
Может быть, такое сравнение и не очень корректно, но именно этот анекдот вспомнился мне в первую очередь, когда я узнал, что в один и тот же день состоялись сразу два обсуждения относительно курса доллар-драм: один в Национальном Собрании, второй, организованный участниками антикриминального движения, – в отеле “Мариотт”.
Заметим, что хотя тема была одной и той же, в определениях имелись некоторые расхождения. Так, в частности, в НС обсуждался вопрос “укрепления драма”, а в “Мариотте” – “обесценения доллара”. Впрочем, у народа имеется соответствующее выражение для находящихся в двух одинаковых сосудах веществах сходного химического состава и содержания… А содержание это вряд ли можно считать положительным, и об этом в открытую говорят уже и наши официальные лица.
Начнем с НС. Главным докладчиком был председатель Центрального банка РА Тигран Саркисян. Подорожание национальной валюты (драма) порождает целый ряд проблем и очень болезненно отражается на части населения страны, признал он. В эту “часть”, между прочим, входят хозяйствующие субъекты-экспортеры, люди, живущие на частные зарубежные трансферты, люди, получающие зарплату в долларах, а также богачи, имеющие долларовые сбережения. Кстати, в докладе очередность перечисленных категорий населения была иной: сначала богатые, потом получающие зарплату в долларах и т. д. Коснулся председатель ЦБ и причин подорожания драма. Список причин возглавляли, естественно, “высокие темпы экономического роста, характеризующиеся двузначными цифрами” (особенно в сферех строительства и услуг), а также крупные долларовые инвестиции.
Не будем обременять читателя специальной терминологией, отметим лишь, что, по мнению Т. Саркисяна, ЦБ делает свое дело – контролирует инфляцию, тогда как валютный курс формируется под воздействием рыночных факторов. И то, что приоритет в нашей экономической политике отдан не курсу, а инфляции, “грех” уже не ЦБ, а НС, принявшего соответствующий закон. Председатель ЦБ коснулся также предложений установить фиксированный обменный курс, на примере Аргентины объяснив попутно, что это может привести к “экономическому коллапсу”. Подытоживая сказанное, Т. Саркисян заявил: “Альтернативы политике сдерживания инфляции нет!” К сожалению, о всех прочих возможных решениях г-н Саркисян не успел сказать ничего – из-за нехватки времени.
Этот дефицит времени острее всего почувствовал на себе депутат Амаяк Ованнисян. Прежде всего он отметил “шулерство ЦБ”, затем вступил в дискуссию с ведущим обсуждение Гагиком Минасяном относительно целесообразности употребления слова “шулерство”, после чего выявил несоответствия в докладе председателя ЦБ. Так, Т. Саркисян отметил, что богатые выигрывают от удорожани драма, поскольку хранят свои сбережения в долларах, после чего в качестве примера инвестирования отметил около 45 строящихся в центре Еревана домов. А вот г-н Ованнисян находит, что богатые не держат свои деньги “под подушкой”, а “спасают свои доллары”, вкладывая их именно в строительствотогда как люди, живущие на 150-200 долларов в месяц, инвестировать просто не в состоянии. Депутату было еще много чего сказать, но отведенное ему время также истекло, что дало ему повод сравнить регламент НС с тиранией. Впрочем, у А. Ованнисяна еще будет повод выплеснуть скопившуюю в его сердце горечь, ибо около 13.30-и он вместе с некоторыми другими депутатами направился прямо в отель “Мариотт”.
Атмосфера здесь несколько отличалась от атмосферы парламента, а наиболее примечательным из всего было то, что обсуждения вели сидящие бок о бок Арташес Гегамян и Арам Карапетян.
Речь А. Гегамяна была обильно сдобрена статистикой, с помощью которой он доказывал, что государству нанесен ущерб на десятки миллиардов (понятно, что в драмах). Объяснение укрепления драма в результате экономического роста А. Гегамян объявил блефом, ибо хотя рост нашей экономики и в 2002-2003 годах также характеризовался двузначными цифрами, драм почему-то не укреплялся, а падал. Реальной же причиной, по его словам, являются “производственные расходы”. «Во время выборов 2003-го года эти парни здорово потратились и теперь решили покрыть эти траты за счет народа. И это они сделали очень изобретательно», – заявил г-н Гегамян.
Диагностировать ситуацию в Армении как «голландскую болезнь» А. Гегамян также считает неприемлемым, поскольку никаких новых ресурсов мы не выявили, а наш экспорт неуклонно падает. Такое положение, считает г-н Гегамян, выгодно только экспортерам, стоящим близко к власти и занимающим монопольное место на рынке.
Что же касается А. Ованнисяна, то он поведал о том, о чем не сказал (или не успел сказать в НС). А Паруйр Айрикян на этот раз не коснулся орфографии и правописания, да и вообще счел излишним обсуждать какие-либо вопросы с «марионеточной властью».
Впрочем, разрешили высказаться представителю ЦБ Вардану Арамяну. Положение его, признаться, было незавидным: как говорится, «чужой среди своих». А проще говоря, руковолдство ЦБ просто отдало его «на заклание». В. Арамян почти слово в слово повторил то, что всего пару часов назад сказал в НС его начальник. Однако аудитория на сей раз была гораздо более непримиримой (особенно после выступления А. Гегамяна). Следует отметить также, что В. Арамян говорил сугубо профессиональным языком, что для многих было непонятно и скучно, а значит, и вызвало еще большее недовольство. Это недовольство могло перерасти в весьма бурную реакцию, если бы не успокоительное замечание Арама Карапетяна, напомнившего, что «молодому человеку» следует отдать должное хотя бы за то, что он осмелился прийти и держать ответ за чужие грехи.
Обсуждение, организованное Антикриминальным движением, обобщил председатель партии «Родина и честь» Гарник Маргарян. По его мнению, единственное решение проблемы состоит в том, чтобы «эти криминальные власти» ушли как можно раньше. А экономические вопросы будут решены, поскольку, как отметил Г. Маргарян, «есть умные люди».
Теперь попытаемся и мы подвести итоги. Не знаю, кто именно предложил назвать эти обсуждения «слушаниями», но кто бы он ни был, он поступил неверно. Ибо большая часть участников настроена была не слушать, а говорить. Пржалуй, правильнее было бы назвать происходящее говорильней.
Как бы ни старался председатель постоянной комиссии НС по финансово-бюджетным вопросам Г. Минасян ведущий «слушаний» в парламенте, уговаривая депутатов выслушать также мнение остальных – в надежде «под конец прийти к чему-то хорошему», в зале вряд бы нашелся хоть один, настроенный оптимистично. Все пришли в парламент, изначально вооруженные решимостью быть самыми правильными и «толкать свое».
Центральный банк, как всегда, утверждал, что он делает то, что правильно. Вина же за это «правильное», то есть за обожествление контроля над инфляцией, плавно перекладывалась на плечи самого НС. Эдуард Агаджанов опять заговорил про «Джулиано Беренго», считавшим, что курс в Армении управляем. Оппозиция же валила все на криминализированность властей и видела спасение только в скорейшем избавлении от них. Надеяться в подобных обстоятельствах, что удастся солидаризироваться и сообща найти решение хотя бы одной экономической проблемы, – это уже нечто из области фантастики.
Пользуясь случаем, напомню, что в клубе «Прессинг» при нашей газете также было организовано обсуждение по вопросу укрепления драма. По решению самих же участников обсуждения мы обратились к экономистам: присылайте нам свои соображения и предложения! Мы готовы систематизировать полученную информацию, выделить все замечания и предложеия, направить их всем заинтересованным сторонам и провести предметное обсуждение наиболее дельных и конкретных предложений. Увы, никто на это приглашение не откликнулся… Но если безразличие властей понятно, ибо, как говорится, им и так хорошо живется, то как же понять молчание остальных? Нет заинтересованности в том, чтобы предпринять шаги против разорительного укрепления драма? Нет специалистов, способных дать ответ? Боятся высказать свое мнение? А может, думают, что нынешние власти ничем не пронять, и ждут «лучших времен»?
Ни одна из этих отговорок не может служить оправданием. А слушания, подобные вчерашним, организовывались не впервые. И мы каждый раз убеждались, какая это пустая трата времени. Мы ничуть не сомневаемся, что и после этих слушаний все будет идти так же, как и раньше: доллар будет падать, драм расти, люди возмущаться, газеты писать, оппозиция критиковать, а власти – делать то, что задумали… Нет-нет, не подумайте плохого – они лишь будут обеспечивать «двузначный экономический рост»
P.S. Все происходящее слишком уж напоминает басню про лебедя, рака и щуку, так и не договорившихся, в какую сторону тянуть воз. Кстати, недавно в интернете появилась новая версия этой басни. Лебедь и щука решили вообще не напрягаться, купили пива и в полной мере насладились им в тени от воза. Разумеется, с раком, но уже… вареным.