Экономические новости последней недели сводятся в основном к открытиям и разоблачениям. Так, обнаружен потрясающий по своим масштабам факт кражи газа. Общественность воодушевлена – обеспечено поистине впечатляющее зрелище. Такого рода зрелище – самое лучшее и совершенное из того, что может быть, причем по своему качеству нисколько не уступающее лучшим бразильским сериалам. «Богатые тоже плачут» – наживки превосходней даже не придумать. Вся наша общественность затаив дыхание следит за перипетиями судьбы «Чойта» – депутата НС Акоба Акопяна. Всего несколько дней назад этот богатый, толстый и счастливый человек в статусе богатея и депутата НС спонсировал мероприятия по празднованию 60-летия образования общины Звартноц, обеспечив праздник и народные зрелища. Впрочем, ничего не изменилось и сейчас – он и на этот раз обеспечил зрелище, хотя на сей раз и не праздничного – это во-первых. А очень даже уголовно-криминального – это во-вторых и, что очень важно, даже по меркам Генеральной прокуратуры РА. Почтенный законодатель, как выяснилось, оказался вором и хулиганом. И одно то, что он арестован, уже еще какое зрелище – качеством, как минимум, наравне с «богатые тоже плачут». И вполне естественно, что событие это вызвало неизмеримо больший интерес, чем, скажем, мелкие неурядицы с жителями улицы Бузанда. Сейчас только и разговоров, что о Чойте и его имуществе, да о тяжкой судьбе «АрмРосгазпрома».
Прежде чем начать излагать историю, которая становится уже обычной, я тоже начал с постигшей богача трагедии. Ибо общество и власти безучастны к нуждам и заботам простых людей – никому из нс не интересна беда рядового человека. Старожилы центра Еревана давно уже потеряли недвижимость, являвшуюся их собственностью. Потеряли именно как собственность. И именно в юридическом смысле. Жители квартала Конд являются собственниками сугубо относительно – их дома вот уже пятый год находятся в некоем виртуальном пространстве, объявленном зоной освоения.
Жительница дома № 8 по улице Лео Марго Абрамян вот уже больше трех лет тщетно добивается от властей разрешения на продажу своего дома, в котором, между прочим, живет с 1935 года. Найти покупателя на дом с приусадебным участком, да еще в центре Еревана, дело, понятно, несложное. Единственная загвоздка в том, что власти отказываются оформить сделку купли-продажи. Раз за разом местные органы власти дают 86-летней женщине один и тот же ответ: «Ваш дом находится в зоне освоения». «Я не знаю, насколько обоснован в правовом смысле этот аргумент и доживу ли я до отчуждения жилплощади», – пишет в очередном своем заявлении старая женщина. Власти с той же безмятежностью отфутболивают его с прежним заключением. Так и кажется, что право собственности в Армении не гарантировано ни для кого – ни для законопослушной пенсионерки, ни для беззаконного законодателя
Защитник прав человека сумел доказать в Конституционном суде РА, что отчуждение собственности у жителей центра Еревана совершено с нарушениями закона. С легкой руки Конституционного суда эти отчуждения были объявлены незаконными. В качестве примечания: ни одно из звеньев власти ныне даже не интересуется, в каком положении оказались собственные граждане, собственность которых оказалась в так называемой зоне освоения. Такой подход, имеющий чисто советские корни, приняли наши чиновники с советским прошлым и советскими умениями. Приняли, разумеется, исключительно в собственных интересах. Совсем недавно государство, а точнее – чиновники, весьма ловко провели приватизацию собственности в центре Еревана. Все прошло под лозунгом «Отчуждение для государственных нужд».
Ныне пришла очередь Конда и других центральных столичных районов. Их жители оказались в «законодательной блокаде»: дома, оказавшиеся в зоне освоения, продаже не подлежат – и точка! Можно подумать, что для государства велика разница – у того или этого собственника выкупать дома «для государственных нужд» через год или даже несколько лет! В советские годы жилье, оказавшееся в зоне освоения, действительно не подлежало продаже, поскольку государство обязывалось обеспечить «освоенцев» другим жильем, поэтому и опасалось, чтобы вместо одной семьи на данной жилплощади не оказалось сразу несколько других. Теперь такой обязанности государство не несет, следовательно, объяснять рецидив советского «метода» государственными интересами смысла не имеет. Зато очень даже имеет смысл поискать за подобного рода препонами самый что ни на есть кровный интерес чиновников. Чиновников, которые запросто могут посоветовать 86-летней женщине «потерпеть» еще лет пять-шесть…