1. Постановка вопроса
С образованием независимого армянского государства вся национально-государственная структура армянской нации должна быть пересмотрена с точки зрения содержания и перераспределения. Почему? Ведь наконец-то ВОЛЯ народа в лице самой Армении освободилась от диктата одного государства, стало быть, нет никакой, даже малой опасности, как ассимиляции, так и деградации. Тот спюрк, который сегодня организован с начала ХХ века и пополнен новым большим количеством армян после развала СССР и независимой Армении содержательно и структурно несет главнейший принцип последних веков – сохранение армянской нации, как единой общности. Отсюда все национальные институты в спюрке от благотворительных, гуманитарных, образовательно-просветительских, спортивных, молодежных и иных организаций носят именно это содержание – самосохраниться.
Но насколько это сегодня оправдано, если Армении и нации выгодно и необходимо развитие? Что и как нужно делать, чтобы национальная жизнь в спюрке была бы эффективной с точки зрения как интеллектуальной, культурной, так и финансово-экономической и, конечно же, политической? И эта должно быть выгодно, как для каждого в отдельности армянина, так и для всей общины. Что хотела бы видеть развитая Армения в спюрке и, что спюрк должен ожидать от своей метрополии? Об этом эта моя работа.
2. Два слова об Армении
Сегодня совершенно иная ситуация, как в нации, так и в Армении. Сегодня граждане Армении решают вопросы, как Карабаха, так и строительства справедливого общества внутри абсолютно коррумпированного и несправедливого аппарата власти. С другой стороны ей не столько нужны слабо контролируемые денежные вливания спюрка, сколько интеллектуальная помощь зарубежных армян. Особенно нужны юридические, финансовые, менеджерские кадры. Особо хотелось бы отметить, что нужны журналисты с международным опытом работы в таких странах, которые похожи на Армению. Их профессиональный опыт, честность и мужество должны вскрыть те узловые недостатки внутри государственного аппарата Армении и преподнести как спюрку, так и гражданам нашей страны. Они должны работать вместе с независимыми юристами и финансистами. Хватит приезжать, или ностальгически хвалить родину, или ругать и разочаровываться… Все, что происходит в Армении в первую очередь виноваты граждане Армении, а теперь и вся диаспора. Сегодня тому спюрку, который сотрудничает с Арменией выгодно видеть в ней резервацию, а реальная страна (не власть) не может диктовать свою волю, по известным причинам. Об этом я писал еще десять лет тому назад.
3. Две формулы
1. Один из самых важных недостатков государственного мышления армянского народа, который осуществляет каждая власть, через все века, что и в первую очередь разрушало государство это то, что в основе государства не лежит безопасность жизни и возможности (свободу) человека. ЧЕЛОВЕК В АРМЯНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ВСЕГДА БЫЛ НЕ В СЧЕТ. Мы должны наше мышление вывести на эту тропу понимания жизни, именно на эту позицию. В любом ином случае произойдет деформация власти и человека, а справедливость будет брошена под ноги, как ненужная и сломанная игрушка.
2. Никогда ничего нельзя исправлять национальной этно-государственной структуре взаимоотношений, а понимая всю эту систему дать правильный содержательный комментарий. Напоминаю, что именно этно-государственная структура есть база для национального мышления и материальная форма для государства и его законов. Однако этот закон справедлив в Армении, но не в спюрке.
4. История спюрка, как структурного образования
Спюрк у армян возник давно. Я не буду касаться всех этапов развития спюрка, начиная с первого этапа этногенеза нации. Я лишь буду говорить о последних веках – 17 – 20 вв., которые стали основой и сегодняшнего спюрка.
К 17 веку армянская национальная жизнь, как известно, была полностью лишена государственного иммунитета, но приобрела огромный опыт выживаемости. Целые общины покидали этнические пространства, иные общины стали с этого времени принимать католичество и отправлялись в поиске лучшей доли в другие страны. Все это указывает на то, что целостный мир народа вошел в стадию полного разрушения. Этому способствовали несколько обстоятельств: 1. жестокие, опустошительные воины, 2. умение правильно строить торговые отношения, 3. качество ремесленничества, 4. невыносимые условия жизни в отдельных регионах исторической Армении, 5. исторические события, приносившие вести о прогрессивных тенденциях в мире, а так же в большом регионе, где могли армяне играть существенную роль: Британская империя приглашала армян в Индию, русские – в Россию, другие европейские народы в Европу и Америку, Персия и арабский мир понимали посредническую миссию армян не меньше, чем европейцы.
Отправляясь в другие страны, армяне усвоили важные моменты для собственной безопасности: нужна школа, вера (церковь), необходима периодическая печать. На этих трех структурах выстроена и развита вся наша диаспора за последние века.
Сегодняшняя диаспора с разными национальными гуманитарными организациями, культурными центрами, фондами есть развитие этих вышеназванных трех векторов.
Именно геноцид вывел спюрк на новый более широкий поиск лидеров общины для иммунитета внутри нации в тех странах, куда была выброшена армянская жизнь. Политические партии с патриотическими лозунгами организовывали жизнь внутри общины, создавая условия самосохранения и выживания. На каком-то этапе жизни спюрка это было оправдано. И вроде бы теперь, когда около восьмидесяти процентов народа проживает в диаспоре этот подход кажется справедливым. Он это совершенно не так. И об этом мои аргументы ниже.
5. Чего не избежать спюрку в новых условиях?
Начну с самых болезненных структур. Со школ, культурных центров и политических партий. Школы не будут иметь перспективы в странах, где высокий уровень образования, потому что с улучшением уровня жизни в общине каждый будет стремиться к лучшему интегрированию в данную страну, государство. С другой стороны, высокообразованные специалисты нужны будут везде, в том числе и Армении, которая в ближайшем будущем остро будет нуждаться в них. Школы останутся в тех государствах, где страна имеет более низкий уровень образования, чем армянская школа, или страны не с христианской государственной доктрин. Страны с низким уровнем образования и развития могут подготавливать высококлассных ремесленников.
Чрезвычайно трудно будет удержать культурные центры в том виде, которые есть в диаспоре. С одной стороны, трудно сказать, сколько лет продержаться фольклорные, любительские коллективы в спюрке? С другой стороны профессиональное искусство в развитых странах имеют чрезвычайно сильную структуру арт и шоу бизнеса, с громадными бюджетами, которые сотни раз превышают бюджет Армении. Это речь идет не таких странах как США, Франция, Англия или Канада с Австралией… Там иные цифры. Это такие страны, как, скажем, Швеция или Бразилия с Аргентиной… Конкурировать армянскому культурному центру в том виде, который есть будет очень и очень трудно. Потому что заказчик – армянская колония может заказать и вывести на гастроли более профессиональный коллектив из Армении, и это ему обойдется много дешевле, чем содержать аналогичный коллектив у себя в стране. Тем более они вряд ли смогут конкурировать с профессиональными коллективами из Армении. Это аксиома, что народное творчество, фольклор рождается лишь на родине и не где больше.
Тогда задается другой вопрос: «Неужели в спюрке не нужны культурные центры?» Отвечаю: «Нужны!» Они должны способствовать проникновению армянской культуры на рынки тех стран и регионов где есть большая или маленькая община, культурный центр. Это выгодно будет и тем, скажем, художникам- или музыкантам- армянам, которые живут в данной стране и так же желают иметь успех. Это означает, что армянские культурные центры должны вписаться в большой арт и шоу бизнес данной страны и выйти на другой международный уровень. Армянское искусство? К сожалению МИРУ НЕИЗВЕСТНО, КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ (об этом с горечью говорили и писали многие выдающие деятели армянской культуры, к примеру, Аршил Горки) и поэтому этим надо заниматься серьезно. Это огромный бизнес проект, это настоящий путь, который может открыть дорогу самой культуре, как целостному явлению, ее великим и выдающимся именам, а так же талантливым молодым. Это естественный путь, который еще никем не заполнен и молодые бизнесмены должны понимать его значение. Так будет и с киноискусством. В Голливуде должен быть создан армянский киноцентр, который станет посредником между американскими студиями, актерами, режиссерами, сценаристами, прокатом и армянскими кинодеятелями с их кинопроектами. Возможно, этот проект должен быть еще шире – и для русских или грузинских, а может даже и иранских или ливанских… Таким могут и должны быть проекты по живописи, скульптуре, ювелирному искусству или театру… Это наша миссия.
Когда в стране политический кризис (часто сопровождающийся диктаторской формой правления – Гитлер, Франко, Сталин или советский строй, Пиночет, Кастро) тогда в диаспоре оказываются люди, которые выброшены из собственной страны, и они объединяются в партии или же сохраняют свою партийную принадлежность. Так было и у армян, когда пала Первая республика и наступила советизация. Национальные партии оказавшиеся за пределами собственной страны имели миссию национального самосохранения и они это выполнили настолько, насколько позволяли условия страны и культурные, финансовые и иные условия.
Сегодня, когда Армения приняла в свою политическую жизнь эти партии, понятно, что в спюрке их роль завершена, так стало и в Испании после Франко, в Германии после Гитлера… Они все свои политические программы или обязательства должны ставить и решать именно в Армении.
Естественно, откорректируются и благотворительные, земляческие, спортивные, молодежные, профессиональные организации. Особенно интересны последние для Армении, они могут приносить все самое новое и лучшее, передовое Армении.
6. Спюрк плюс Армения – совместная жизнь
Как СПЮРК так и АРМЕНИЯ есть РЫНКИ. Если они начнут сотрудничать толково, то это выгодно обоим. Чего нет и в ближайшем будущем не видно. А если – нет, то произойдет та конфронтация, которая существует с реальными силами диаспорами и метрополиями.
Многие проекты с диаспорой пустые и не нужные. Иные чрезвычайно нужны, но они носят некий формальный характер. Возьмем самый крупный – фонд «Линси», если бы этот проект исходил бы из кровных интересов К.Кркоряна, то он более скрупулезно и строго следил бы как за качеством исполнения, так и за правильной тратой денег. Не достаточная эффективность этого проекта в нынешних условиях очевидна. Более того, данный проект служит коррумпированной власти. Граждане страны говорят друг другу: «Вот вам и американцы, даже они собственные деньг не могут правильно расходовать в Армении». В стране, где отсутствует справедливость в механизме власти, такой вывод ужасающий. Или другой пример. Я говорил и буду утверждать, что проект «Одна нация – одна культура» это большое зло для профессиональной культуры, поэтому я категорический против. И я абсолютно точно знаю, что большинство мне известных, самих признанных в России, в Европе и в Америке деятелей культуры против этого проекта. Собственно часть из них по этому поводу высказалось, но те кто в этом проекте нашел свой источник обогащения сделает все возможное, чтобы его не сняли. Поразительно то, что президент всегда поддерживает те силы, которые деструктивные, то есть тех, кто не несут подлинной культуры. Однако, президенты приходят и уходят, а их авторитет в дальнейшем не зависит от их влияний на структуры власти, он будет формироваться из их понимания той культуры, которая сегодня в загоне. Ведь самый большой вред в проекте «Одна нация – одна культура» в том, что он делает национальное художественное мышление провинциальным.
И еще, те проекты, которые выстроены на патриотических лозунгах должны отходить на второй план. И вместо них должны прийти высокохудожественные, по-человечески интересные, продуманные, очень точные по адресу и по содержанию. И это касается для всех возрастов Эти проекты помогут как имиджу страны, так и имиджу народа, который живет в более чем восьмидесяти странах.
Армения и спюрк должны сотрудничать в таких важнейших интеллектуальных областях как информационный поиск или создание в самой Армении посреднический региональный рынок, а так же в здравоохранении, туризме, в высоких технологиях, юриспруденции, фирмы по созданию и управлению фирм и т.д.. Но для этого необходимо, чтобы была бы положительная реакция от властных структур, их прозрачность, а со стороны спюрка стояли люди, которые видели бы в Армении не дойную корову, а собственный дом. И здесь на помощь должны прийти профессиональные союзы спюрка и Армении.
Культура здесь играет очень важную роль, особенно та, которая ввозится в Армению. Она должна быть высокого качества, во всех остальных случаях страна останется провинциальной, а тенденция эта есть, и отдельные, к примеру, концерты «Кронос квартета» или Гидона Кремера чрезвычайно мало.
Важнейшие проблемы, как безопасность Армении (я включаю и Арцах), признание геноцида, создание в Армении большого посреднического рынка для региона, создание таких предприятий, которые укрепят как уровень жизни в стране, так и место Армении в мире должны и могут быть решены вместе с спюрком.
Будущее – новые структуры как в Армении (министерство спюрка, агентства по информации и т.п.), так и в спюрке, о которых я уже говорил. Обратите внимание, сколько армянских дипломатов (в том числе и послов) осталось за рубежом или являются гражданами других стран. Как они могли отстаивать интересы страны, которая находится в состоянии противостояния, как по вопросу Карабаха, так и внутренним проблемам, если их задача была остаться в данной стране? Это бесспорно ужасающее лицемерие. Однако, с другой стороны, – какая деформированная государственная власть, что такая категория высокопоставленных чиновников не желают возвращаться в собственную страну? Все это очень большая беда, ведь государственная власть выстраивается слишком деформировано, а спюрк никак не желает исправлять это положение дел со своих позиций.
Спюрк, то есть армяне должены хорошо интегрироваться в тех странах, где они находится. Именно это очень важно для каждого армянина, это очень выгодно армянскому народу и это есть безопасность самой Армении. Но этого не происходит. Это сегодня спюрк не выработал оптимального решения, как действовать с Арменией.
Спюрк малоинтеллектуален с точки зрения государственного строительства, мы помним каких малоэффективных и бездарных советников спюрк (французский и американский) прислали в Армению. Или как умозрительно составляются программы «20-20», или действует «Союз армян России»…
Да, спюрк, либо отрицает сегодняшнюю власть и такое развитие страны, либо податливо или нехотя угождает. Нет открытого вдумчивого анализа совместно с руководством и лучшими силами страны и диаспоры. А если и происходят такие совещания или встречи, то выступают все те же лица и все те же амбиции и лозунги. У нас национальная мысль и финансы народа никак не могут встретиться. К примеру, у евреев это состоялось в конце 19 века. Мы не любим страну. Это страна с ее тяжелейшей историей, с проблемами и высокими проявлениями духа принадлежит всему народу и каждому в отдельности. И каждый в отдельности армянин, и все вместе должны находить решения. Никто не имеет право приватезировать любовь к родине, или правильность собственного пути развития страны, которая сегодня катится в пропасть.
И самое главное: информационные возможности Интернета делают сотрудничество очень свободным и эффективным. И здесь необходим пересмотр многих традиционных связей как в спюрке, так и в Армении. Из чего исходил и я.
7. Чего не хватает в отношениях Спюрка и Армении? ДОВЕРИЯ! И что еще нужно чтобы пришел успех? Две составляющие: 1.Подлинная Любовь к Родине; 2.Спокойный взвешенный рациональный взгляд на все проблемы, которые необходимо вместе всем нам решить во благо и процветание человека, нации и республики Армения.
Это и будут совершенно новая эра в жизни самой нации.