Как-то очередное интернет “путешествие” одного азербайджанского журналиста завершилось скандалом. Этот журналист обнаружил годовой отчет о дипломатических представительствах Министерства Юстиции США и общественных организациях, где упоминалось и о представительстве НКР.
Что было потом, всем известно, а кто не знает, может догадаться : началась обычная бессмысленная и бесполезная истерия. Курьез в том, что Министерство Юстиции этот доклад делает два раза в год и о представительстве НКР упоминается не впервые и не первый год. “После этого шума в нашей работе ничего не изменилось. Конечно, работу усложняет то, что не существует двустороннего соглашения, по этой причине представительство не в состоянии действовать полноценно. Здесь наше представительство имеет политическое значение”,- говорит Вардан Барсегян, который с 1999 года является постоянным представителем НКР.
Офис американского представительства Арцаха находится в Вашингтоне. Офис в центре города, на 19-ой улице, в одном здании и на том же этаже с Армянской ассамблеей Америки. По сути, офис занимает всего три маленькие комнаты – с представителем и двумя сотрудниками. И в таком малом составе представительству, по мере сил, удается вести активную агитацию : готовить ежемесячный журнал об Арцахе для Конгресса, Белого дома и армянской общины, организовывать приемы в Конгрессе, визит чиновников Арцаха в Вашингтон. Недавно Вардан Барсегян позицию Карабаха о переговорном процессе представил американской периодике “Diplomatic traffc”.
Представительство, безусловно, следит за переговорным процессом. Здесь думают, что американский сопредседатель Метью Брайза может привнести новый “момент” в армяно-азербайджанские переговоры, уже длящиеся более десяти лет. “Брайза из команды Кондолизы Райс. Они вместе работали в Совете Безопасности. Когда Райс перевелась в Госдепартамент взяла с собой и Брайзу. Они из одной команды и дальнейшая карьера Брайзы зависит от удачного переговорного процесса”,- замечает В.Барсегян.
Естественно, что представительство Арцаха – “соринка в глазу” Турции и Азербайджана. “Существовала договоренность об организации мероприятия с фондом “Маршал”, однако, после вмешательства Азербайджана фонд отказался от своего намерения, хотя позднее мероприятие, все таки, состоялось”,- говорит В.Барсегян, заметив, что трудно противостоять азербайджанской и особенно турецкой дипломатической агрессии, которые чрезвычайно влиятельны в Вашингтоне. Двусторонних отношений с азербайджанскими и турецкими коллегами нет. Встречаются на семинарах и пытаются не замечать друг друга : “На одном саммите делегат Азербайджана, являющийся представителем Парламента, отказывался сесть со мной за один стол. Говорил : какой из тебя представитель? Наверное, ты – студент. То есть, они недовольны нашим присутствием, тем, что свободно работаем, идут на все, чтобы помешать или прикрыть наш офис. Но бесполезно”.
В будущем представительство НКР в США планирует, на ряду с агитационной и политической деятельностью, заниматься и экономическими программами, то есть, вести переговоры с заводами с целью выполнения вложений в Арцахе.