Требуются добросовестные, неподкупные и честные чиновники

08/10/2006 Лилит СЕЙРАНЯН

Если депутаты парламента ратифицируют подписанную в 2003 г. в Нью-Йорке Конвенцию против коррупции, то можно предположить, что Армения очень скоро избавится от недобросовестных и нечестных чиновников-взяточников и Республика Армения превратится в некоррумпированное государство, в котором исчезнут все те чинуши, которые превратили такую прекрасную страну, как Армения, в собственную вотчину, бессовестно грабили ее и в годы своего пребывания в креслах и вовсю злоупотребляли служебным положением.

На днях депутаты спрашивали друг друга, хотели бы они жить в такой стране? Кое-кто, призадумавшись, отвечал: «Могу сказать об этом только завтра». Другие считали, что это попросту издевка, и угрожающе сжимали кулаки: «Ну-ка повтори, что ты сказал!..» Но прежде чем начиналось решительное выяснение отношений, мол, кто тебе дал право говорить со мной таким тоном, спрашивавший спешил разъяснить, что вот же полтора часа в зале НС издеваются над всеми.

Итак, 4-го октября в НС РА на полном серьезе обсуждал подписанную в 2003 году Конвенцию против коррупции. И если армянский парламент примет ее, то Армения также станет страной, примкнувшей к ооновской конвенции. А участие в ней, как письменно заверил министра иностранных дел РА Варадана Осканяна министр юстиции Давид Арутюнян, означает, что «более всеобъемлющей станет нормативно-правовая основа для борьбы с коррупцией в мировом масштабе и появится возможность на межгосударственном уровне усилить борьбу с коррупцией».

Так, одна из глав конвенции называется «Поведение должностных лиц». В ней говорится, что каждое государство должно поощрять неподкупность, честность и ответственность своих должностных лиц. Если же после поощрения чиновник вернутся к старому, то должен быть наказан. Депутаты сочли эту статью чрезвычайно примитивной и предлагают ООН «приехать в Армению и поучиться у армян». «Тоже мне, да где вы были, когда мы все эти вещи знали!» – откровенно смеялись в кулуарах парламента над ООН депутаты и, цитируя заключения, которые дали в связи с этой конвенцией Давида Арутюняна и председателя Конституционного суда Гагика Арутюняна о том, что конвенция, мол, не противоречит Конституции РА, поскольку в ней тоже записаны такие положения, хлопали себя по коленям: «Ну и откровения выдали, хоть бы что новое сказали!..»

Конвенция устанавливает также, что именно считается подкупом должностного лица. Здесь тоже нет ничего нового. Например, подкупом считается прямое или завуалированное обещание, предложение в обмен на совершение или несовершение каких-то определенных действий. Взяткой считается также вымогательство.

Что же касается недобросовестных и нечестных чиновников, то конвенция предлагает государству избавиться от них, а взамен поощрять и создавать благоприятные условия для тех, кто способствует разоблачению подобных «нечестных и взяточников». Кстати, отдельной статьей устанавливаются также механизмы сотрудничества с правоохранительными органами предлагаются способы облегчения разоблачения взяточников. Этот пассаж особенно не понравился депутатам: «Это что же, фактически защищать стукачей, помогать им, чтобы им проще было собирать-разносить сплетни и шить на людей дела? Ну и ну, даже не думал, что доживу до такого!» – горячился один из независимых депутатов и горячо заверял, что разъяснит всем и каждому из своих коллег-депутатов, «какая это ментовская конвенция» и насколько лучше нее наши законы, которые никого не заставляют становиться стукачом. «Да разве мы такая нация?!» – возмущался депутат, до глубины души оскорбленный Организаций Объединенных Наций.

А депутат Виктор Даллакян раздраженно кричал с трибуны, что не понимает, каким образом коррумпированный чиновник будет бороться сам с собой. «Не понимаю! Да разве может он бороться с коррупцией, если сам коррумпирован? – вопрошал он, приводя в пример дорогущие лимузины генпрокурора Агвана Овсепяна, и сам же отвечал на этот вопрос: – Нет, конечно!» Коснувшись затем заявлений Госдепартамента США и Всемирного банка о том, что коррупция в Армении достигла огромных размеров и что «некоторые проявления коррумпированности ощущаются в самых высоких уровнях власти», В. Даллакян сказал: «Так что мы сейчас обсуждаем? У коррупции серьезные корни, и цивилизованный мир всегда боролся с ней. Для этого необходимы несколько механизмов – традиции, соответствующее законодательное поле, ужесточение законодательства, декларирование имущества и доходов, а также расходов должностных лиц». Армянские же чиновники регистрируют свое имущество на имя жен, детей, родственников, в результате чего коррупция в Армении лишь процветает.

P.S. Обсуждение конвенции продолжится на следующий день. Кстати, мы поинтересовались у премьер-министра Андраника Маргаряна, каким образом он, как глава исполнительной власти, будет подбирать честных, добросовестных, неподкупных чиновников с безупречной репутацией? «У каждой конвенции имеются и свои соответствующие механизмы, – сказал он. – И если механизмы четкие, то мы будем руководствоваться ими».