Из жизни местами состоявшихся тигров

08/10/2006 Ара ГАЛОЯН

Финансовый рынок Армении в эти дни вновь лихорадит. Неуклонно теряющая в весе валюта подорожала на несколько драмов. В прессе появились сообщения о непонятных сделках на валютном рынке. И опять у многих на устах Центральный банк РА. И, словно подгадав, ЦБ назначил на 3-е октября заседание совета. У тех, кто прочел эти сообщения, невольно возникают ассоциации с советскими временами. Как только выдавался удачный для сельского хозяйства год, в СССР били тревогу: «Помогите, урожай слишком велик!» На поля – спасать неожиданно богатый урожай – гнали научных сотрудников, студентов, даже армию. Большой урожай – нечто вроде бедствия, нарушающее размеренную жизнь всех. Судя по сообщению о заседании совета ЦБ, в нашей стране сегодня как минимум два бедствия. Первое – экономический рост страны. «По оценке совета ЦБ, в течение 2006 года будет отмечен двузначный экономический рост, который будет сопровождаться усиливающимися инфляционными давлениями». Фактически, выражающийся двузначными цифрами наш экономический рост последних лет – предмет официальной гордости – является злом, от которого следует защищаться, иначе давление инфляции окажется смертельным. Тем более, что грозящая инфляция, помимо внутренних союзников, имеет и внешних спонсоров. Первый из них, считает ЦБ, – это мировые цены на нефть. Когда они опускаются, у нас почему-то начинают бояться. Как раз в день заседания совета ЦБ главной темой всех мировых СМИ стало решение организации нефтедобывающих стран (ОПЕК) сократить объемы добычи нефти. Они боятся скорости падения цен на нефть. В конце лета баррель нефти стоил 78,5 долларов, а сейчас – уже 62. «Еще сохраняются инфляционные риски, идущие из внешнего сектора», – констатирует совет ЦБ и в качестве примера приводит, наряду с нефтяными, и высокие цены на сахарный песок.

Сахарный рынок в Армении является наиболее монополизированным и принадлежит депутату НС Самвелу Алексаняну. Это известно всем (можно надеяться, что даже ЦБ). Объяснение высоких внутренних цен примером мирового рынка – попытка столь же странная, сколь и неудачная. Ибо цены на сахар на нью-йоркской и лондонской биржах, как назло, падают. Любой может убедиться в этом из приводимого графика. Они были высокими в начале июля, затем снизились (с 490 пунктов до 370). Согласно ЦБ, вторая внешняя причина инфляции заключается в «ожидаемом снижении урожая зерновых в России и Украине». Обратите внимание: этот текст ЦБ распространил 3-го октября. И представьте себе, сколько серьезных людей высказались в тот день на совете ЦБ об ожидающемся урожае зерновых в России и Украине, причем никто из них не удосужился заметить, что в обеих этих странах урожай собирают, а в июле-августе, так что в октябре следует говорить не об ожидающемся урожае, а о его объеме. После этого фундаментального анализа внешних причин совет ЦБ заявляет, что он «единодушен в том, что процесс дедолларизации в РА ускорился» и в качестве ориентира для действий указывает: «В этих условиях ЦБ готов удовлетворить увеличившийся спрос на драм, скупая валюту на внутреннем рынке».

Теперь самое время обратиться ко второму злу, угрожающему нашей экономической жизни. Речь именно о долларе. Многие страны в муках создают экспортирующую экономику, пытаясь продать другим хоть что-то и заработать валюту. У нас иная ситуация. Мы экспортировали в другие страны рабочую силу и теперь получаем извне деньги. Официально объявлено, что в этом году объем трансфертов составит 1,5 млрд долларов. Вот эти-то деньги и объявляются экономическим бедствием. Разумеется, бессмысленно требовать от нашего ЦБ скупить на рынке сколь-нибудь значительное и в экономическом смысле решающее какие-то вопросы количество валюты – наша страна не располагает столь мощной экономикой. ЦБ в силах скупить лишь несколько десятков миллионов долларов, что и делает вполне добросовестно. Однако эти его действия носят, в сущности, косметический характер и реального экономического воздействия не оказывают. Единственным действенным средством является увеличение объема драма на внутреннем рынке. Однако чтобы никто не строил иллюзий по этому поводу, ЦБ уже в следующем абзаце сообщает, что своими операциями вытянет с рынка увеличившиеся драмовые средства. Более того, речь идет о вытягивании не только собственных, но и выплаченных в ходе правительственных расходов бюджетных денег. Благодаря выпуску своих облигаций ЦБ ежемесячно выводит с рынка около 10 млрд драмов.

Единственно бесспорный из воздействующих на экономику факторов – это аргумент «обусловленность спадом сельскохозяйственного производства». Наша родная национальная статистика добросовестно суммирует сообщаемые сельскими старостами данные. В результате вот уже который год сельское хозяйство движется вперед столь любимыми министром иностранных дел РА Варданом Осканяном «тигриными прыжками». Но сейчас наши власти вроде бы поняли, что страну с такими экономическими показателями запросто могут вычеркнуть из списка получающих помощь стран, да и денег по программе «Вызовы тысячелетия» могут не отвалить. Диаспору тоже трудно будет убедить помочь развитию сел. Могу со всей определенностью предположить, что в этом году (да и на несколько ближайших лет тоже) наш армянский «тигр» будет хромать на свою «сельскохозяйственную ногу». В силу соображений ЦБ и других звеньев власти наш «тигр» направляет свои прыжки с сферу строительства и услуг. Рост в строительной сфере очевиден, а в проверка сферы услуг – невозможна.

P.S. Связывать имеющиеся в указанном сообщении ЦБ неувязки, а также некоторое подорожание доллара с фактом отсутствия из Армении председателя ЦБ Тиграна Саркисяна, будет, по моему мнению, неверно.