Свято место пусто не бывает. В этом смысле, после неожиданно сдержанного выступления и “комплементарных” интервью президента Ирана на саммите ООН этого года ньюйоркский саммит, в смысле сенсаций, можно было бы считать провалом, если б не было президента Венесуэлы Уго Чавеса. Чавес, с которым из вождей 21-ого века могут сравниться, пожалуй, только Туркменбаши, Ахмединеджад, Фидель Кастро (из ушедших, наверное, Никита Хрущев) без сомнения имеет преимущество. Он открыто и агрессивно, с недопустимым акцентированием и недипломатическим лексиконом критикует Буша. На этот раз с трибуны ООН президента США он назвал дьяволом, злом и тираном. Ровно неделю назад заявил, что в террор 11-ого сентября были включены американские специальные службы, а перед этим заметил, что американский империализм ставит под угрозу существование всего человечества. Перед этим же он подчеркнул, что не принимает вновь избранного президента Мексики, поскольку во время голосования были допущены нарушения. Белый дом никоим образом не откликается на выступления Чавеса. Вместо этого это делают конгрессмены. Ньюйоркский конгрессмен Чарльз Ренгел сказал : “Если пришел в мою страну, то будь добр уважать президента моей страны. Это недопустимо. Буша могут критиковать только американцы”. А другой конгрессмен заметил, что, если б кто-то в Венесуэле попытался критиковать Чавеса, то этот человек не остался бы в живых. Спалили бы флаги его страны, проводили бы митинги, и в конце концов, не исключено, чтоб обьявили персоной-нон-грата (нежелательная личность). 27-летний венесуэлец Айро Хосе Торон в американском университете изучает политолигию и говорит, что у него противоречивое отношение к Чавесу. С одной стороны, согласен со всеми оценками президента своей страны в адрес Буша, но с другой стороны думает, что Чавес уделяет слишком много внимания международным проблемам, забывая о том, что “Венесуэле, несмотря на ее нефтяные запасы, не удается преодолеть нищенство”. По рассказу Айро Хосе, сегодня вся Венесуэла и даже члены его семьи разделены на приверженцев и противников Чавеса. Причем, его противники свое недовольство выражают в основном в частных беседах, поскольку опасаются сведения счетов со стороны властей. В 1999г. с целью расширения полномочий президента в Венесуэле был проведен референдум. По сути, выбор был таков : дать Чавесу новые полномочия, или нет? Во время голосования была пущена в ход база электронных данных. И сейчас все те граждане, которые проголосовали “против”, оказывается, “затрудняются” устроиться на работу. Правительство, нарушая принцип тайного голосования и использовав эту базу данных, просто сводит счеты с теми гражданами, которые на референдуме проголосовали “против”.
Сейчас в Венесуэле даже формируются гражданские лагеря, где население учат “как воевать”. Об этой PR акции Айро Хосе говорит с нескрываемой улыбкой. “Да, я знаю об этом. Не думаю, что это серьезно. Я пацифист и не верю войне и не думаю, что будет война”.
Да, войны не будет. А знаете почему? Потому что Венесуэла – один из экономических партнеров США и основной покупатель нефти. По этой причине Белый дом с улыбкой воспринимает заявление маргинального политического деятеля о том, что в 2002г. в Венесуэле США пыталась произвести переворот. “Американские гастроли“ Чавеса завершились в Харлеме, где он встретился со студентами-социалистами. Президента Венесуэлы они приветствовали аплодисментами. Через некоторое время стало ясно, что участники сбора перед этим “были награждены”. А не многим позже Чавес выяснит, что во время его страстного выступления в аэропорту Нью-Йорка, нарушая закон о дипломатическом иммунитете, американские таможенники обыскивают чемодан его министра иностранных дел…