На площади Республики, возле одного из символов независимости – Министерства иностранных дел РА, – журналистка из телекомпании «Мир» останавливает прохожих и задает вопросы. Хочу быстро прошмыгнуть мимо, но не удается – сует микрофон и чарующе улыбается. Остаться безразличным невозможно. Вы довольны состоянием энергетики, спрашивает, проблем с энергоснабжением нет? Отвечаю, что нет. Она довольна, продолжает улыбаться. А вы знаете, что у энергораспределительных сетей новый хозяин? Знаю, говорю. И какого вы мнения об этом? Отвечаю, что недоволен, поскольку новый владелец – российская компания, а русские в этом отношении довольно неряшливы и безответственны, особенно в отношении стран третьего мира. Улыбка угасает. Уже понятно, что оператор зря переводит пленку – разговор тот в эфир не выйдет. Но девушка задает следующий вопрос: неужели Армения – страна третьего мира? Нет, отвечаю, просто русским так кажется. Лицо девушки мрачнеет еще больше. Она, наверное, не знает, что пропускной пункт Верхий Ларс на российско-грузинской границе неопределенно долгое время будет «ремонтироваться», не знает, что в самые холодные зимние дни газопровод, через Грузию ведущий в Армению, периодически подрывается «темными силами», причем «совершенно случайно» в это же самое время взрывают и линии электропередач… Не знает, а потому подходит к другому прохожему: может быть, хоть это выразит восторг по поводу того, что наши энергетические мощности подарили стратегическому партнеру.
А новые хозяева энергораспредлительных сетей в тот же день объявили, что если аборигены (именно это слово они употребляют) сидят по своим домам и пользуются электричеством, не платя за это астрономические суммы, то они должны быть уже премного благодарны и не особо интересоваться тем, кому принадлежат энергетические мощности страны. Оставим в стороне то обстоятельство, что эта «не астрономическая» цена составляет «всего» 7 центов за киловатт (три года назад – три с половиной цента), ибо дело даже не в этом. А в том, что Россия действительно ведет себя с нами как с туземцами. Возьмем хотя бы некогда принадлежавший нам Севан-Разданский каскад: он за счет наших же ресурсов (севанской воды) производит электричество и нам же его поставлял. А мы все отдали русским, поскольку вся система пришла в упадок и требовала больших ресурсов, а у Армении таких денег не было. И это в случае, когда извне в Армению каждый год приходит полтора миллиарда долларов и власти не знают, что делать с этими «дополнительными средствами» (оттого и крепнет с каждым днем драм, став подлинной напастью для экономики).
На самом же деле причина, конечно, не в нехватке средств. Русские даже не скрывают, что «праотцом» (хорошо еще, не «крестным отцом») передачи армянской энергетики в руки России является министр обороны Серж Саркисян. Важны не лица. Важно то, что «русская экспансия» осуществляется через министра обороны. Это означает, что русские забирают нашу энергосистему, взамен обещая оставаться нашим стратегическим партнером (то есть, снабжать оружием, военным снаряжением, укреплять свои военные базы и т. д.). Если Грузия склоняется к НАТО, то Североатлантический альянс платит ей за это, а Армения, продолжающая оставаться «самым верным форпостом» России, вынуждена сама расплачиваться за это.
Разумеется, существует проблема Карабаха, бытует также легенда, будто Россия лишь на словах признает территориальную целостность Азербайджана, тогда как на самом деле «исподтишка» помогает нам. Не исключено, что все и на самом деле так. Вся проблема лишь в том, что Россия делает это вовсе не «на бесплатных условиях». Поэтому естественно встает вопрос: а как поведет себя Россия, если Армении больше нечем будет расплачиваться? По всей видимости, тогда нам уже не будут помогать «исподтишка». И с НАТО тоже сблизиться мы уже не сможем – ибо на кой НАТО страна, в которой стоят российские военные базы, а вся энергетика которой принадлежит России?
Вот и получается, что ради того, чтобы иметь «тайного союзника» по карабахской проблеме, Армения по частям распродает самое себя. Но и это само по себе еще не трагедия. Просто надо как можно скорее урегулировать карабахскую проблему – пока есть еще чем расплачиваться…