Кого видят таксисты президентом Армении?

03/10/2006 Лусине СТЕПАНЯН

Ежедневно общаясь с самыми разными людьми из всех социальных слоев, водители такси зачастую обладают закрытой информацией. По утверждению таксистов, сотрудники Службы национальной безопасности под видом обычных клиентов не раз пытались вытянуть у них такую информацию. Случается даже, что сотрудники СНБ, желая раздобыть информацию, сами работают водителями такси. Таксисты прекрасно знают, что творится за кулисами армянской политики. На этот раз мы попытались говорить с таксистами о политике. Итак, кого поддержат таксисты на президентских выборах 2008 года?

«На своей машине фальсификаторов подвозил»

Несмотря на свое глубокое разочарование выборами, таксист Гегам сравнивает внутриполитическую ситуацию в Армении со сжатой пружиной. «Сейчас наша страна сжалась до самого последнего витка пружины, дальше некуда – вот насколько все плохо! Но я верю, что наше положение выпрямится, пружина полетит вперед, и полет этот очень возвысит Армению», – говорит он. А на мой вопрос, за кого он отдаст свой голос на предстоящих президентских выборах, махнул рукой: «Все равно мой голос мне не принадлежит! Если человек собственными глазами видит, как фальсифицируют выборы, если я на своей машине возил этих фальсификаторов, если я в эти дни собственными ушами слышал их разговоры, то после этого разве я могу поверить, что мой голос не будет фальсифицирован?» – спрашивает он и заявляет, что кандидатов в президенты как таковых не существует. «Эти клоуны изо всех сил поддерживают свои кандидатуры, но ведь поддерживать кандидатуры должны не они, причем сами себя, а народ, – объясняет он. – Ладно, допустим, я решу, что мой голос что-то значит, и иду голосовать, но вижу, что нет никого, за кого стоило бы отдать мой голос. Ну вот скажите, где выход? Я иду, голосую против всех, а мой бюллетень все равно подделывают – объясните теперь, в чем смысл таких выборов?» Что же касается лидеров оппозиции, то у водителя Гегама тоже сложилось о них собственное мнение: «Да где там оппозиция?! Одно название, а ни людей, ни идей нет. Где Степан Демирчян, Арам Саркисян – что народ знает о них? Говорят, что они якобы рядом с народом, а народ не знает даже, в Армении сейчас они или нет, чем занимаются? Антикриминальное движение начали… Вранье все это, потому что ничего от этого не меняется. Этот самый криминал есть и в моей жизни, но от их лживых заявлений моя жизнь не меняется. Стоит таксисту стукнуть чужую машину, так его в бараний рог скручивают, а если сами они такси в лепешку давят, так ничего, никакой ответственности не несут! «Криминал» означает организованную преступность, вот и пусть они борются сами с собой, а народ в свои игры не втягивают!»

Так или иначе, таксист Гегам предпочел бы поддержать кандидатуру действующего президента, поскольку считает это меньшим из зол: «Действующий председатель меня устраивает тем, что он человек, ограниченный рамками. Хуже этого он просто уже не может быть. Он сейчас как голый перед нами, и мы все знаем, насколько он плох. А то придет еще кто-то, а мы еще восемь лет должны открывать для себя всю его дурость…» Таксис Гегам считает, что наша страна движется к капитализму и спасти все может только революция. А революция еще только-только должна зародиться, поскольку наши политические деятели до этого «еще не доросли». Что же касается партий, то, по его словам, «это бизнес: деньги есть, вот и покупают людей».

Политические деятели таковы, каковы и мы сами

48-летний водитель Сережа считает, что единственный весомый кандидат в президенты – председатель партии «Наследие» Раффи Ованнисян. «И знаете, почему? – спрашивает он. – Потому что зарубежные армяне если даже и захотят, то не смогут быть такими же аморальными, как наши, – они приличные. Только я все равно не верю, что они дадут Раффи вырваться вперед, потому что хозяев в Армении много. Если дадут – он многое сможет изменить. Для него патриотизм многое значит, он не будет, подобно этим, распродавать родину, вытирать о нее ноги и ложно клясться родиной». Устав от этой этих разговоров, просит сменить тему, поскольку, по его словам, ему некогда думать о кандидатах в президенты – социальные проблемы просто душат. «Это неправда, когда говорят, что общество политизировано. Я много общаюсь с самыми разными людьми. Когда человек садится в такси и начинает со вздохом рассказывать о проблемах своего дома, то ему глубоко плевать на любого кандидата в депутаты и на политику тоже, поскольку у него масса бытовых проблем, и все эти проблемы идут от нищеты. Человек складывает стопкой 10-драмовые монетки, чтобы заплатить мне, и я понимаю, что он сел в такси не потому, что ему лень ходить пешком, а потому, что сил уже больше нет тащится пешком. Люди устали, это я вам точно говорю!»

Водитель Маис даже при нашем жутком дорожном движении в столице ведет машину довольно беспечно. Хотя ему уже за 50, все равно старается не отставать от молодежи: «Я тоже люблю рэп, а иногда даже танцую под него, чтобы посмешить моих детей. Знаешь, что я думаю о нашей стране? Что эта страна станет страной, когда люди научатся друг друга уважать. Все протестуют, но никто не ищет ответы в себе. Люди воруют и говорят: да разве это страна? Если человек неудачник или ленив, то опять: да разве это страна? Наши политические деятели точно таковы, каковы и мы сами. Наши дети невоспитанны, но вместо того, чтобы обвинять себя, мы кроем матом руководителей. Мы все потеряли моральные ценности, но требуем, чтобы наши руководители были моральными. Сейчас от разговоров моих пассажиров меня просто тошнит. Мамаши школьников, скажем, едут забирать детей из школы, но по дороге сначала заходят в парикмахерскую, потом штукатурят лица еще десять кило макияжем и, прости, конечно, потом чуть ли не голозадыми идут в школу – словно на конкурс красоты… Покупают детям сотовики, потакают им во всем, а потом обвиняют руководство страны. Если помните, года полтора-два назад подготовили передачу о семье нашего президента. Я смотрел и просто восхищался его воспитанными детьми, честное слово! У него ведь столько средств, верно, а скромность и сдержанность его детей ну просто льет с них! Семья многое говорит о самом человеке. Почему же не приводят в пример президента, что стыдно? Я удивляюсь, что сегодня говорить о хороших вещах стало постыдным. Когда я иногда говорю что-то положительное, работники смеются надо мной или сплетничают. Как только скажешь что-то хорошее, на тебя сразу наклеивают ярлык сторонника властей, причем таким тоном, словно ругают. Я не сторонник властей, не оппозиция и даже не этот вымышленный центрист. Ну, этот «центрист» – уже фантазия Карапетыча. Вот его не люблю, потому что он сплетник – сплетник похлеще любой женщины! Ну а если даже сделает что-то хорошее, то целую неделю об этом рассказывает. Кто бы ни стал президентом, положение все равно не изменится, потому что люди никогда не станут обвинять сами себя – за все виноват президент страны! Кто бы ни пришел к власти, этот наш народ все равно будет недоволен…»

По мнению 49-летнего таксиста Саркиса, нашей стране нужен сильный и умный президент. Таковым он видит Сержа Саркисяна.»Если он захочет стать президентом, я отдам свой голос за него. Пусть говорят что хотят. Этот человек – сильная рука, которая очень нужна нашей нации. Многие говорят, что кто бы ни обратился к нему с каким вопросам, всем помог. Взять хотя бы армию, сестричка, думаешь, легко ее содержать? Какие бы вопросы ни появились, этот человек их решает. Нам нужен умный и сильный президент!»

«Нам нужен Вазген!»

Шофер Вардан говорит: «Кандидатов в президенты нет – все они похожи друг на друга и все они как президенты недостойны. А самое страшное случится, если Артур Багдасарян из «Страны законности» останется у власти. Он – тот самый волк в овечьей шкуре! То же самое и Гегамян – льстец и подлиза. Гегамян ради собственной славы даже себя продаст, делает все, чтобы сам зажил славно, а не народ. Меня очень оскорбляет, когда сегодня председатели партий с высоких трибун заявляют, что, мол, в партии столько народу. Причем таким тоном, словно речь идет об отаре баранов. Народ нашей улицы написал письмо, попросил, чтобы председатель одной партии помог по одному вопросу. Со всех начали собирать паспорта, мол, только после этого вопрос будет решен. Я свой не отдал и стал чуть ли не врагом всей улицы. «Из-за тебя все провалится», – говорили мне. Но ведь это уже скупка голосов, не так ли? Не хочу и не буду, пусть не помогает! Принципиально не даю. Человек 50-80 отдали паспорта, а я нет. Если уж такой добрый, то пусть действительно поможет, а не действует по принципу «Ты – мне, я – тебе». Я не продам свой голос, и не потому, что такой уж честный, а потому что очень оскорбился. Если этот олигарх должен что-то сделать для нашей улицы, то для этого вовсе не нужно сначала скупить голоса, потом только делать. Пусть он лучше заплатит налоги, бюджет наполнится, и то же самое сделает государство, а мы не будем уповать на милость какого-то олигарха, который якобы делает добро народу за счет неуплаченных налогов. Я, сестричка, хочу жить законно!» Выговорившись, таксист Вардан ударяется в воспоминания: «Когда Вазген и Демирчян объединились, мое сердце переполнилось такой странной радостью. Я никогда не ощущал такого, потому что ни политикой, ни выборами не интересуюсь, но тогда пережил такое вот интересное чувство. Наверное, надежду – когда в человеке просыпается надежда, и ты чувствуешь себя в своей стране немножко сильнее. Эти люди представляли собой силу. Нам нужен такой, как Вазген. Вазген был и воином, и обладателем духовных ценностей, писателем. Я его любил, в нем было какое-то безумство. Нам действительно нужен Вазген. Вазген был героем, на которого хотели быть похожим даже зрелые мужчины, живой легендой! Мало бывает, чтобы человека при жизни так любили и ценили, но Вазгена мы действительно очень любили. А эти что – холодные, исчерпавшие себя люди, разве они могут завоевать любовь народа?!»

А вот таксист Норайр однозначно убежден, что в предстоящих выборах большинство народа участвовать не будет, так что дорога для подлогов и фальсификаций открыта. «Ну и пусть мухлюют сколько хотят, потому что даже если их выберут, все равно будут мухлевать! Народ не пойдет, потому что выбирать некого – один другого хуже! Кочарян свою кандидатуру не выставит, Серж настолько могуч, что одним движением руки добьется всего, чего хочет, Гегамян и так ничего из себя не представляет, о Царукяне вообще говорить опасно, Арам Карапетян – точь-в-точь львенок из мультика «Львенок и черепаха», который день-деньской лежа на солнышке, поет вместе с черепахой, Демирчян останется в тени, а Арам Саркисян опять встанет в красивую позу и скажет: не получилось, фальсифицировали!»

Водитель такси Гарик в кресле будущего президента Армении видит Сержа Саркисяна. «А как же, гляди сама – готовый президент! И сильный, и самый умный из всех, опытный. Да еще, говорят, умеет со всеми общий язык находить. Вон, погляди, наших молодых шахматистов пригрел и до сих пор поддерживает», – аргументирует он.