– Какой путь прошел Ереван в течение 15 лет независимости?
– Это тот же путь, который прошел наш народ и государство – почти самое кризисное состояние в ряду послесоветских стран, потом – победа, постепенное самоутверждение и становление на ноги. Обьемные изменения в жизни Еревана начались через десятилетие после независимости, уже в 21-ом веке. Для составления реального представления о темпах роста достаточно сравнить бюджет Еревана последних лет и исполнительные листы. На внешний вид это проявляется почти во всех областях, начиная с покрытия улиц и освещения до массового строительства квартир. Размеры строительства за последние 5 лет существенно превышают обьемы первых 10 лет.
– В чем причина этого градостроительного “бума”, который удостоился противоречивых откликов?
– В действительности сегодня страна переживает стабильное экономическое развитие. Строительство резко повысилось по всей республике : интенсивное дорожное строительство, осуществление тоннеля Дилижана, автодороги Ехегнадзор-Севан, водопровода Воротан-Арпа, газопровода Иран-Армения и других стратегических строек. И конечно, в первую очередь это отражается на столице.
Второе – современное либеральное законодательное поле, которое привнесло свободу вложениям и большие возможности как для местных, так и иностранных вкладчиков. Сегодня в Армению приходят крупные средства и из-за рубежа, поскольку вложения у нас защищены.
Привлечение личного капитала в градостроительство тот существенный сдвиг, который обеспечивает зримый рост. Только на государственные средства мы не смогли бы, например, обеспечить осуществление обьемных программ, подомных Северному и Главному проспектам, как это не удавалось в прошлые 70 лет, несмотря на то, что тогда были совершенно другие, благоприятные условия для государственного строительства. Свободное развитие частного капитала может совершить чудеса, как во всем мире.
В последний период также удалось градостроительные программы сделать созвучными тенденциям строительства. Радует, что градостроительные программы с центра уже двигаются в сторону других округов : Арабкир, Шенгавит, Новый Норк и другие. Исходя из обьективных обстоятельств эта тенденция продолжится, поскольку дорожание недвижимости, в результате которого работы по осуществлению со временем требуют больших расходов, непроизвольно диктуют по возможности рациональные подходы.
– Каким образом этот градостроительный подьем отражается на жизни обычного, рядового ереванца?
– Я неоднократно отмечал, что крупные градостроительные программы, в первую очередь, социальные программы. Строительство такая область, что не только непосредственно связано с повышением жизненного уровня, но и, например, строительство дорог способствует стимуляции других областей, решает проблемы. Разве открытие новых улиц, уличное освещение, восстановление оросительной системы не предусмотрены для всех ереванцев? Сегодняшнее массовое высококачественное строительство также для ереванцев. В то же время, платы в госбюджет, связанные с осуществлением, строительством зданий способствуют также созданию подструктур : строятся улицы, осуществляется благоустройство. Уже второй год, как государством строятся здания, которые бесплатно даются жителям аварийных зданий.
Что касается провоцирующих разговоры зон реализаций, реальная картина та, что здесь тысячи граждан жили в тяжелых социальных условиях, лишенные элементарных коммунальных условий, и только благодаря строительству на данном месте была создана возможность модернизировать условия жителей. Со временем разрабатываются подходы, чтобы исключить ошибки. Например, чтобы исключить недоразумения, во всех зонах реализации кроме возмещающих сумм на тех же территориях по выбору предлагаются новые квартиры.
– Но вместе с растущими темпами градостроительства растет и недовольство.
– Это не так. Если провести общий опрос, увидим, что количества недовольств растущим градостроительством несравненно мало. Отмечу также, что каждая оценка рядового ереванца, туриста, молодого человека или опытного должно рассматриваться в сравнении. Желание противостоять большим инициативам всегда бывает и было, однако у нас это стимулируется искусственным образом. Между тем, возникающие вопросы должны решать вместе, чтобы не мешать развитию города, общества.
Растущее строительство в столице – это положительное, долго ожидаемое, направленное на благосостояние народа явление. Обсудим один из самых характерных примеров. Реализация старого квартирного фонда создала повод благоустроить квартирные условия жителей данной территории. Большинство именно так и подходит к проблеме. Нужно стремиться способствовать устранению беззакония, взаимовыгодному решению возникающих конфликтов, а не использовать проблемы зон реализаций для препятствия всего процесса, что часто происходит нескрываемо. Вот, например, вследствие подобных причин также может растянуться программа реализации Конда, и большое количество населения пострадает, продолжая жить в нечеловеческих условиях. Сегодня они обеспокоены. Если вообще снимется вопрос реализации Конда, катастрофически упадут тамошние квартирные цены, потому что в большинстве они не пригодны для жизни. А большая часть населения останется в безвыходных условиях.
Во всех случаях город должен развиваться, и этому нельзя препятствовать. Из года в год растет и направленный на это потенциал общества, и усовершенствуются подходы, доводятся до минимума допущенные в первый период стихийные ошибки.
– Разве элитное строительство не увеличивает разницу между богатым и нищим слоем общества?
– Нет, не так. Подобные размеры строительства не могут быть только для избранных. Зря говорят “элитный”, я не согласен с этой формулировкой. Впредь любое строящееся здание должно быть на этом уровне и иметь эти условия. Сегодня цены квартир старых и новых зданий, находящихся в той же территории, различаются почти на 10%, и только по той причине, что новые квартиры строятся более логично, вложения более современны и рациональны, потребительская стоимость выше. Например, вместо того, чтобы по советскому принципу подвалы превращать в помещения для крыс, они становятся автостоянками, откуда непосредственно на лифте того же здания можешь подняться до своей квартиры. Эти различия не требуют больших финансовых расходов, просто направлены на наибольшее удовлетворение нужд жителя. Между прочим, по международным стандартам эти здания совершенно недороги. Например, в Москве квадратный метр новостроек стоит 3,5-4 тысячи долларов. Это строительство не было бы таких обьемов, если б не было направлено на широкие круги населения. Реализация уже доходит до среднего слоя, у нас нет столько “богачей”, а если есть – это хорошо. Новое строительство не выражение создания контрастов, а поднятия условий населения города. Во всех современных, здоровых странах, где рыночные отношения, где удачи данного государства решает бизнес, посредством обогащения личности, собственника обогащается государство. Ими обусловлен экономический рост всей страны и бюджетные поступления. Во время смены общественного строя случаются нелепости, во все времена и общественные времена бывали подобные явления. Однако всеобщая тенденция к обогащению, к хорошей жизни не должна отрицаться в корне и стать мишенью для нападений.
– Какие планы развития Еревана есть для будущего?
– Это очень обьемный вопрос. Можно посмотреть главный план. Основные планы – это зоны реализаций, к которым обращались много раз, затем строительство и перестраивание обьезжих, транзитных дорог, дорожных перекрестков, расширение зеленых зон. Я придаю важное значение сохранению зданий-памятников и очагов культуры. Конкретно, есть крупные, очень интересные планы. Пока что не хочу к ним обращаться, постепенно будут представлены.
– Когда будет заметно улучшение в работе городского транспорта? И когда конкретизируется и во сколько обойдется дорога, связывающая Давидашен с Аштаракским шоссе?
– Для обеспечения автобусного сообщения всего города необходимо около 700 городских автобусов. По самым скромным подсчетам это составляет 20 млн. долларов. А возмещение вложений в область городского транспорта происходит очень медленно, потому что автобусы по 50 драм вообще работают с убытком, а установленные 70 драм возмещают только себестоимость. Однако, есть такое явление : чем больше становится автобусов на маршруте, и чем больше увеличиваются маршруты автобусного обслуживания, тем больше население пользуется ими. Уже покрашено более 100 с разной вместимостью городских автобусов, буквально на днях получим еще 77 новых автобусов. При таких темпах в ближайшие два года серьезные изменения в области транспорта уже составят качество. Этому будет способствовать также осуществление коренных изменений в области управления, разработанные вместе с международными структурами.
Эксплуатация новой дороги непосредственно свяжет мост Давидашена с выходящей из столицы основной магистралью перевозок – с Аштаракским шоссе, обьезжая 10 км отрезок, проходящий через Ачапняк. Если это умножить на несколько тысяч машин в день, экономия станет очевидна. Кроме того, строительство этой дороги предоставит возможность кварталы Ваагна, Диакониа непосредственно связать с восточной частью города, развить, ставший очень перспективным после эксплуатации моста, Давидашен в сторону Аштаракского шоссе. Дорогу предусматривается охватить в планы 2008-09гг. и завершить в 2009-ом. О стоимости еще трудно говорить : проектные работы не окончены, их будем иметь в планах 2007-ого.
– Какие изменения созрели в системе управления Еревана? Какого вы мнения относительно точки зрения дробления Еревана?
– Действительно, в системе управления нашего города есть проблемы, связанные с его исключительной ролью в республике, с занимаемым местом и другие. Пока еще смогли найти решения, часто – путем компромиссов. В этом направлении виден большой сдвиг, связанный с конституционными изменениями относительно статуса Еревана. Будем иметь закон о Ереване, будем недеяться, что он будет довольно серьезным и продуктивным.
Что касается повторного административного дробления Еревана по принципу отдельных городов, я пока что не хотел бы говорить об официальном мнении, но, естественно, как ереванец, думал об этом вопросе. Действительно, в мире есть много случаев, когда город рос, включал в себя состоявшиеся в прошлом единицы, и они оставались в составе города под своим старым названием и формированием. В случае с Ереваном предлагается обратное : единый Ереван делить на искусственно создающиеся части. Точка зрения имеет право на обсуждение. Однако, в числе прочих обстоятельств, нужно учитывать и психологический момент – попытайтесь провести опрос : в Ереване арабкировец, ачапняковец, житель 3-его участка всегда себя чувствовал полноправным ереванцем, пожелают ли впредь считаться только арабкирцем или аванцем?.. Думаю, исходя из новых требований, вполне возможно разработать формы единого управления города без превращения суть административного обстоятельства в главную проблему.