“Я верю, что хачкары – живые существа… Они свидетели истории, которые живут, показывая наивысшее стремление человека уподобиться природе”,- уверен художник Арарат Саргсян, который в течение своей творческой жизни осуществил много художественных проектов, часто сплавляя друг с другом разные виды искусства, материалы и творческую технику.
Уничтожение хачкаров Новой Джуги А.Саргсян называет “настоящим культурным вандализмом”, на который откликается своеобразной акцией “Хачкары”. Из находящихся в Новой Джуге 10.000 хачкаров 36 он восстановил на бумаге и шелке, расставив их в красивом цветном буклете в алфавитном порядке. Каждый хачкар стал одной буквой, одним изображением и одной судьбой. Проект также включает два маленьких фильма, один из которых о разрушении, другой о восстановлении. “Я придаю важное значение вопросу самобытности. Есть нации, которые самоутверждаются, разрушая чужое, а есть нации, которые видят свою суть в творении”,- говорит А.Саргсян. В одном фильме показываются те кадры, где азербайджанские солдаты равняют с землей армянские хачкары и на месте армянского кладбища сооружают военное стрельбище, а другой фильм показывает второе рождение 36 хачкаров, шаг за шагом, во всех подробностях представляя обработку сохранившихся обломков, фотографий, создание бумажной основы и творение хачкаров, что состоялось в мастерской художника. А.Саргсян обычно самостоятельно и на основе собственных рецептов создает ту полотняную или бумажную основу, которая в будущем должна стать картиной. И в этом проекте приготовление бумаги получает определенный символичный оттенок – не спеша и бережно создавая можно нанести ответный удар вандалистскому подходу. Во всяком случае, делать что-то другое, вроде бы, не можем. Чувство сожаления, рожденное после потери хачкаров Новой Джуги, в нашем обществе только сожалением и осталось, поскольку все жалобы в международные организации не удостоились какого-либо отклика и компенсации. Уничтожение хачкаров Новой Джуги не воспринялось как “вандализм”. Не был создан инцидент препятствия и наказания за подобные случаи.
Восстановление хачкаров в проекте А.Саргсяна не суть историко-документальное воскрешение и опыт сохранения художественного качества хачкаров, но и призыв не оставаться равнодушными. “Это мой артистический бунт, моя озабоченность, которую я пытаюсь передать зрителю”,- говорит А.Саргсян. Книга-буклет “Хачкары” написана на английском языке, желание автора – распространить его по разным посольства и странам. “Продажа несущественна, хочу, чтоб многие знали, что на самом деле произошло в Джуге, и видели те хачкары, которых больше нет. У меня уже есть договоренность с министром Иностранных дел РА Варданом Осканяном, что эту книгу он будет использовать в качестве лоббинга”,- говорит А.Саргсян.
Проект скоро будет представлен вниманию общественности. На днях выставочный зал “Первый этаж” готовится его показать. Директор выставочного зала Анаит Мартиросян рассматривает варианты для наиболее подобающего представления проекта. Возможно, чтоб в проекте кроме показов фильмов и хачкаров, нашли место также выступления и лекции. “Я не думаю, что этот проект мог подействовать на политику, хочу, чтоб сегодня мы не были столь равнодушными. Равнодушие нас ломает”,- говорит художник Арарат Саргсян.