Праздник, который никогда не бывает с нами

20/09/2006 Лилит АВАГЯН

Еще в прошлом году с шиком отметили 90-летие геноцида. Как активно участвовали в различных мероприятиях наши соотечественники из диаспоры. Конечно, со времен геноцида прошло круглых 90 лет. А геноцид для нас, сами понимаете, национальное достояние. Однако, если тот же геноцид будем рассматривать в чисто формальном смысле, то есть, просто пойдем к памятному комплексу Цицернакаберда, увидим, что поодаль от вечного огня находится несколько обьектов трапезы, куда ходят в вечернюю прохладу преданные сыны нашего народа вовсе не с целью задуматься о происшествиях 90-летней давности и делать из этого заключения. Аромат шашлыка, доносящийся до стоящих возле вечного огня и рабис песни – из близ лежащих обьектов, направлены против нашего врага : пусть знает, что мы подобны фениксу, воскресаем. Однако, 90-летний юбилей геноцида в этом году уже сменяет другая круглая дата – 15-летие Независимости. На сколько 15 лет прошли эффективно вообще для того, чтобы оценить независимость или привыкнуть к ней, не трудно оценить. В этом случае число 15 несущественно. Могло быть 115 или же 215. В результате имели бы то, что имеем сегодня. Поскольку прецеденты показывают, что мы, армяне, кажется, потеряли чувство времени. Спад жизненного уровня, всеобщую депрессию, отчаяние оправдывать тем, что от независимости не нужно ждать больших ценностей, поскольку прошло всего лишь 15 лет, нелогично. Для нас несерьезная цифра даже 1700 лет. Посудите сами, насколько для нас, армян, существенно то обстоятельство, что мы уже 1700 лет христиане. 1700 лет не 15 лет, чтобы сделать ссылку на короткое время или на президента атеиста, оправдываться, что 15 лет короткий срок для того, чтобы не воровать, не обманывать, не предавать, не убивать, не совершать подлостей. Со времени принятия христианства прошло 1700 и более лет, однако, для констатации этого факта самый приятный момент для нас, армян, пожалуй, тот, что мы это сделали первыми. И все. Мы в очень странном положении – ни одна духовная ценность в нашей стране не превалирует. В деле исправления этого свою незаменимую роль мог бы сыграть католикос Всех Армян. Кроме одного раза в год своего новогоднего традиционного поздравления, по крайней мере раз в месяц своими патриаршими советами народу – вернуться к духовным ценностям, Святейший, уверены, имел бы результат вне зависимости от того, что президент нашей страны неверующий, не крещен, на обедне появляется за 10 минут до ее завершения. Хотя, музыка литургии вряд ли будет приятна уху президента.

О его музыкальных предпочтениях говорит то, что по поводу 15-летия Независимости Роберт Кочарян в числе других певцов присудил звание заслуженного артиста и Тата Симоняну. Хотя, ради справедливости стоит отметить, что музыкальные вкусы и любовь нашего народа по отношению к рабис музыке обязывают дать звание заслуженного артиста не только Тата, но и Араму Асатряну и другим несравненным мастерам рабиса. Ну и что из того, что, скажем, на концерте с участием Светланы Навасардян свободных мест много. Целый стадион в Армении сегодня может собрать исключительно рабис певец. Понятно, что на свадьбах и пирушках люди не будут танцевать полонез или мазурку. В нашей стране рабис признан на государственном уровне. Если не забыли, даже гвоздем концерта, организованного в честь наших шахматистов, победивших на международной шахматной олимпиаде, был Арам Асатрян. Однако, не будем отклоняться от основной темы – через несколько дней будем праздновать 15-летие Независимости. Не только конституционно, но и на уровне рефлексов – независимость для существования человека самое удобное состояние – быть независимым, жить в независимом государстве. Однако, как бы теоретически состояние независимости не было приятно, на деле оно неприемлемо для нас армян. Достаточно проследить за теми сделками, посредством которых мы готовы просто вывести из-под нашего подчинения обьекты, имеющие стратегическое значение для нашей страны, мы не любим носить ответственность, принимать решения, пусть за нас думают другие страны. Наше – мелкие, провинциальные удовольствия, которые вовсе не обусловлены независимостью страны, общечеловеческими ценностями. К этим удовольствиям может стремиться человек, имеющий низкое самосознание, среднее образование. Даже наши олигархи, которые, казалось бы, не имеют проблем со средствами для самообразования, предпочитают ехать в Париж с целью проведения времени с француженками или, скажем, пообедать в таком-то ресторане. На большее не тянут. Взамен делают благодеяние, напоминающее деревенскую свадьбу, когда на выставление всем достается дешевое белье невесты, громко отмечая имя дарителя.

Что мы смогли сделать за эти 15 лет? То же, что и в течение прошлых 1700 лет. Ничего. Факт тот, что то, что имеем сегодня – только на теоретической плоскости : имеем религию, однако, не имеем веры. Имеем государство, однако, не имеем действительной независимости. Единственное, что точно имеем (поскольку выполнение этого зависело не от нас) – резня.

Хотя, как говорил Штирлиц, запоминается только последняя мысль, следовательно, всех поздравляем по поводу Независимости.