В поисках сословия, выгадавшего от укрепления драма

17/09/2006 Ара ГАЛОЯН

В экономическом смысле прошедшая неделя не принесла ничего нового. Валюты после кратковременной передышки продолжили сползание вниз. Этот факт даже несколько раздражило парламент. Была даже сделана попытка призвать к ответу (или пригласить дать отчет) председателя Центрального банка. Общественность никак не отреагировала на это, поскольку картина была знакомая и больше смахивала на дежавю: одним парламентским обсуждением больше, одним меньше – эка невидаль? Ну, выступит кое-кто из депутатов выступила с популистскими заявлениями, председатель ЦБ вновь скажет, что и возглавляемое им учреждение защищают интересы людей, получающих доход в драмах. Не исключается также, что кое-кто из депутатов, дополнительно зарабатывающих на импорте, признается, что стыдится этого факта. И вновь никого не заинтересует, кто же эти люди, получающий свои доходы в драмах, чьи конкретно интересы столь упорно и целеустремленно защищает Центробанк? Согласно данным, опубликованным специалистами того же банка, в этом году объем зарубежных трансфертов составит около 1,3 млрд долларов. В то же время эти банковские специалисты утверждают, что реальный объем получаемых трансфертов на 20% больше: предполагается, что 20% приходящих трансфертом денег поступает в обход банковской системы. По самым скромным подсчетам общая их сумма составляет около 120 млн долларов. В официальных объяснениях утверждается, что именно эти деньги создают излишек на нашем внутреннем валютном рынке, приводя к падению курса доллара (предполагается, что долларовые трансферты очень быстро обмениваются на драмы). Судя по официальным объяснениям, именно интересы этой категории людей защищает ЦБ. Согласно официальной статистике, ежемесячные доходы населения составили в этом году в среднем 1210 млрд драмов. Ровно половину этой суммы обеспечивают трансферты. Из этого можно предположить, что как раз интересы второй половины ЦБ и не защищает. То есть, тех, кто получает доходы не в долларах, а в драмах. И эта вторая половина населения в смысле социальной уязвимости весьма внушительна – если, разумеется, включить в ее состав 500 тысяч пенсионеров и получателей различных пособий. Однако если вспомнить, что средний размер пенсии в РА около 10 тысяч драмов, то слово «внушительный» может показаться попросту нелепым. Рискну предположить, что для получателей столь мизерного дохода как-то все равно, защищены их экономические интересы или нет. Для получателей 10 тысяч драмов все едино – составляют ли эти 10 тысяч 20 или 30 долларов по расчетному курсу. Все равно, потому что на эти деньги он будет покупать не доллары, а хлеб или картошку. А рост цен на продовольственные товары сегодня признается даже в официальном порядке. Следовательно, можно предположить, что и пенсионеры не являются для ЦБ серьезной целевой группой.

Можно, конечно, сделать вид, что никто не знает о том, что во многих конторах и учреждениях Армении зарплата в драмах – явление относительное. В такого рода учреждениях и предприятиях их иностранные владельцы, составляя свои бизнес-планы, расчеты производят отнюдь не в национальной армянской валюте. Привлекая местную рабочую силу, они, естественно, определяют размер зарплаты в иностранной валюте. Ради формального соблюдения законодательства Армении и для официальных отчетов одно время в трудовых соглашениях указывали: «по курсу драма». Сейчас это запрещено, но иностранный владелец или директор, держа в уме выражение «по курсу драма», размер зарплаты указывает все в тех же долларах. Вот и получается, что во всех этих предприятиях реальная зарплата снижается как минимум раз в году. А если учесть, что работающие в сфере энергетики, связи, водоснабжения наши соотечественники также входят в категорию людей, получающих доходы в драмах, то как-то само собой появляется неутешительный вывод: ЦБ не защищает и их интересы. Трудно однозначно сказать, какой процент всего населения составляют указанные нами группы. Но еще труднее вычислить ту категорию населения, интересы которых защищает Центральный банк путем целевого регулирования инфляции.

Вполне возможно, что я ошибаюсь в своих поисках того слоя населения, который получает большие драмовые доходы. Вполне возможно, что вместо поисков некоей целевой группы надо поискать «выигрывающие» учреждения. Тому, кто двинется этим путем, блуждать в потемках не придется: таких учреждений немного. Учителей, получающих 40-50 тысяч драмов, вряд ли назовешь оказавшимися в выигрыше. Взамен этого можно предположить, что от снижения курса валют серьезно выигрывают сотрудники того же Центрального банка, получающие в среднем 260 тысяч драмов. Именно они, кажется, и являются единственными получателями крупного дохода. Разумеется, в драмах. Если вы припомните другие группы населения, получающие крупный драмовый доход, я обещаю «огласить весь список» – поименно испросив у каждого прощения. Не думаю, что отведенного для моей рубрики газетного места не хватит…