В Армянской Апостольской церкви не действует идея обязательной десятины, которая применяется в считающихся сектой многочисленных христианских направлениях. Благодаря десятине они становятся могущественнее, становясь крупными финансовыми структурами. Не секрет, что со стороны верующих Армянской Апостольской церкви делаются разного “калибра” подношения. А каким образом вообще образуются материальные средства священнослужителей? Об этом и других вопросах беседовали с директором Информационной системы Первопристольного Монастыря Святого Эчмиацина Святым Ваграмом священником Меликяном.
– Святой Отец, какое сословие священнослужителей получает зарплату? С точки зрения оплаты монашествующий священнослужитель отличается от женатого?
– Священнослужители, находящиеся на разных управленческих должностях, как и остальные сотрудники Первопристольного Монастыря, получают зарплату согласно утвержденного штатного расписания, вне зависимости от того, данный церковнослужитель женат или монашествующий. В церквах Армении и Арцаха обслуживающие советники церковнослужители никоим образом не оплачиваются и их вознаграждение образуется из пожертвований, сделанных в результате церемоний. Иная ситуация в Диаспоре, где потребности священнослужителей, осуществляющих пастырство, непосредственно удовлетворяют округа. Кроме всего этого, Первопристольный Монастырь Святой Эчмиацин для проповеднической и духовной миссии обслуживающим священнослужителям предоставляет представительскую помощь. Эта представительская сумма разная, которая обусловлена степенью церковнослужителя и местом службы. В настоящее время число сотрудников только Первопристольного Монастыря и его структур, включая церковнослужителей при должностях, превышает тысячу. В это число не охвачены сотрудники епархий Армянской церкви.
– Фактически, идея десятин в нашей церкви не действует. Однако, сектанты очень часто обвиняют наше духовное сословие за то, что оно не отказывается от пожертвований и сумм, кладущихся на поднос при целовании креста.
– Несомненно, священнослужителю, который призван служить Богу и обслуживать свой народ, необходимы соответствующие средства для полноценного и эффективного осуществления своих обязанностей. Идея десятины не чужда Армянской Апостольской Святой церкви, просто она тесным образом соприкасается с приходской системой, когда каждая семья четко знает, какую церковь посещает и какой священнослужитель ответственен за него. По свидетельству Орманского патриарха, в конце 19-ого века в Ереване было 120 церквей, с которыми в территориальном смысле были связаны 1000 человек. В подобных условиях полностью понятен и действенен принцип десятины оплаты священнослужителя, когда округ данной церкви на свои средства также удовлетворяет потребности бытия священнослужителя. Этот принцип сегодня действует в наших епархиях Диаспоры. В обстоятельствах Армении, Арцаха и ближней Диаспоры это трудно осуществить по причине разрушений, доставленных в советский период. Однако, в настоящее время ведутся определенные работы для реорганизации церковной жизни и для восстановления приходской системы. Что касается обвинений сектантов, то Армянская Церковь никогда не ставила каких-либо обязательств на своих сыновей, как делают лживые пророки и вводящие в заблуждение, гнусными требованиями растлевая и разрушая многие семьи.
– Что означает “целование креста”? Оно народом непосредственно отождествляется с оплатой священнослужителя.
– Целование креста – благочестивая привычка, когда верующие после любой церемонии подходят к священнослужителю и целуют крест, в знак православной веры и упования на Святой Крест. Так что, не нужно думать, что цель целования креста суть оплата священнослужителя. Просто в этой связи церковнослужители каким-то образом не оплачиваются и их вознаграждение образуется, когда участвующие лица на какой-то церемонии в знак оценки службы священнослужителя, самовольно выполняют свое пожертвование.
– Как образуется прибыль Первопристольного Монастыря? Единственное производство церкви – продажа свечей, какой процент она составляет в общей прибыли?
– Продажа свечей, являющаяся источником прибыли Армянской Апостольской церкви, и книжные магазины обеспечивают только 10 процентов годовых расходов Первопристольного Монастыря. Остальная необходимая сумма образуется из пожертвований благодетельных армянских сыновей. Иного источника прибыли Армянская Апостольская церковь не имеет.
– Священнослужитель имеет право заниматься делопроизводством?
– Нет. Это может только препятствовать ему в деле полноценного осуществления принятых им обязанностей.
– У вас осуществляется учет статистических данных относительно свадеб и других церемоний? Взамен прежних ограничений, в настоящее время свадебные церемонии бывают почти каждый день.
– Сегодня все церемонии, проходящие в церкви, регистрируются, данные обратившихся регистрируются и хранятся, эти данные поступают в Первопристольный Монастырь в конце года. В настоящее время есть ограничения, то есть, запрещенные дни, когда церемоний венчания не осуществляется. В этой системе в последний раз происходило изменение при патриаршестве блаженной памяти Католикосе Вазгене П.
– Кстати, как принимает церковь факт перенесения в церковь церемонии похорон? Есть предложение в этом направлении, или же церкви предоставлено право делать предложения?
– В настоящее время на деле невозможно выполнить церемонию такого порядка. Несомненно, это обусловлено недостатком церквей. В свое время все кладбища имели часовни, где и выполнялась эта церемония. Сегодня, представьте, если это предложение будет вызвано к жизни, то каждый день заходя в одну из 15 церквей столицы, имеющей почти один миллион населения, должны видеть десятки трупов, что, думаю, не будет иметь благотворного влияния. Другой вопрос, если по соседству со всеми кладбищами были выстроены соответствующие часовни. Этот вопрос уже обсуждался в Первопристольном Монастыре, и уверены, что с течением времени он найдет подобающее решение. Однако, этим не будет ликвидирована часть похорон, проводимая в доме.
– Фактически, Армянская Апостольская церковь действует в отрыве от государства. Каковы грани сотрудничества? Например, в Германии существует церковный налог, как вы относитесь к этому обстоятельству? В нашей действительности есть потребность в подобных изменениях?
– Церковь конституционно отдельна от государства. Однако, есть церкви, которые сами – государства, как Католическая церковь. Грани сотрудничества между церковью и государством открывают и охватывают разные, например, образовательные, социальные и церковно-строительные области. Конечно, не можем утверждать, что в отношениях церковь-государство нет нерешенных проблем, однако новая преобразованная Конституция предоставляет возможность отдельным законом уточнить и урегулировать их. Что касается государственного церковного налога, то будучи знаком с подобным опытом в других странах, не сторонник внедрения такого налога в нашу действительность. Церковные налоги, как заметно, в руках государства становятся способом влияния на деятельность церквей.
– А какие проблемы решаются благотворительностью?
– Благодаря пожертвованиям отдельных благотворителей, каждая деревня и каждый округ города будут иметь свою церковь и свою молельню. Велики достижения в социальной и образовательной областях: созданы новые учебные и социальные центры, дома армянских сыновей, благотворительных столовых, молодежных кабинетов.
P.S. Зарплата священнослужителя, занимающего разные управленческие должности, по нашим сведениям, не очень отличается от действующей в РА средней именной зарплаты. Однако, как и многие высокопоставленные мужи, некоторые из представителей духовного сословия тоже имеют дорогостоящие автомашины и иное “мирское” имущество.