И, судя по последним событиям, среди определенных кругов армянской оппозиции началась форменная гонка получение этих денег. Во-первых, председатель НДС, член парламентской фракции «Справедливость» Аршак Садоян недавно объявил о разработанном ими так называемом электронном голосовании, для реализации которой по его словам, необходимо 2,5 млн долларов. А вчера еще один член «Справедливости», председатель НДП Шаварш Кочарян объявил в клубе «Пастарк» («Аргумент»), что возглавляемая им партия совместно с общественной организацией «Демократия» разработала электронную программу контроля выборного процесса, стоимость которой не превышает 4 млн долларов. Однако поскольку остальная часть оппозиции проявила равнодушие к данной программе, то, как отметил Ш. Кочарян, правительство США не профинансировало эту программу.
Чем же программа Ш. Кочаряна лучше программы А. Садояна? Р. Кочарян находит, что по меньшей мере в течение ближайших четырех лет программу А. Садояна невозможно будет применять. Впрочем, вчера он весьма сетовал на действия своих партнеров по блоку. Ш. Кочарян считает, что начиная со момента обретения Арменией независимости оппозиция еще никогда не вызывала такого разочарования. По словам депутата, вместо того, чтобы солидаризироваться и выработать единую программу, деятели оппозиционного поля начали подлинное соперничество за то, кто и какой лозунг выдвинет первым, по чьему зову соберутся, кто скорее объявил о революции, кто раньше сделает решительное заявление, «кто первый решит, в какой камере будут сидеть два руководителя страны, после чего вступит в созданную этим руководителем партию» (более чем прозрачный намек в адрес бывшего секретаря фракции «Справедливость» Виктора Даллакяна). По мнению председателя НДП, в Армении была дискредитирована сама идея создания программы, глубокой и целенаправленной работы, а на первый план выдвинулся один лишь вопрос смены власти. По его оценке, дискредитирована даже идея митингов. Если вопрос ставится так, что важнее всего сменить власть, а дальше все само собой будет хорошо, то, считает Ш. Кочарян, подход этот заранее обречен. Кроме того, ему непонятно отношение парламентской оппозиции к Избирательному кодексу. По его мнению, впервые в истории в Армении возникла возможность на уровне Конституции покончить с единовластием, однако внутриполитическая ситуация никак не созвучна этому. Странно и нелогично, говорит Ш. Кочарян, что оппозиция отказалась поставить свою подпись под своими достижениями – внесенными в Избирательный кодекс изменениями, однако подписалась под проектом, не предусматривающим никаких существенных изменений. «Более того, подписались даже при том, что имеется выработанный НДП проект, учитывающий все их требования и точки зрения», – подчеркнул Ш. Кочарян. Его весьма удивило также, что оппозиция, занимавшая во время референдума жесткую позицию, теперь «проявила сверхконструктивизм»и подписала представленный властями вариант, а потом заявила, что берет свое согласие назад.
В то же время Ш. Кочарян сказал, что не стал бы давать столь суровых негативных оценок, если бы не надеялся переломить к лучшему ситуацию в оппозиционном поле. Тревожными считает он и звучащие по вопросу Нагорного Карабаха заявления, да и вообще всю атмосферу вокруг него. Считая, что не все вопросы решаются нефтью и долларами, он в то же время призывает не игнорировать тот факт, что «Азербайджан сегодня имеет преимущество над нами».
Коснувшись убийства начальника Оперативно-следственного управления Государственной налоговой службы Шагена Овасапяна и нападения на редактора газеты «Иравунк» Ованеса Галаджяна, Шаварш Кочарян заметил, что все это свидетельствует о серьезной опасности. «Криминал и теневая экономика выдвигают уже новые претензии, – считает он. – Им надоело просто служить власти – они сами хотят стать властью».