Замполит «форпоста»

10/09/2006 Армен БАГДАСАРЯН

Число «больших друзей армянского народа» на днях увеличилось еще на одного. Вице-спикер Государственной Думы РФ Владимир Жириновский заявил в Москве, то в непризнанных республиках на территории бывшего Советского Союза – Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии и в Карабахе должны быть проведены референдумы, после чего эти страны должны обрести независимость. Впрочем, не спешите возводить Владимира Вольфовича в ранг святых и заказывать его бронзовый бюст. Потому что через пять минут после первого заявления, он сделал второе: хорошо бы, чтобы эти страны вошли в состав России. Да и вообще, все бывшие республики также должны поспешить влиться в Россию, чтобы хорошо жить.

В России есть такая поговорка: что у властей на уме, то у Жириновского на языке. Эта эксцентричная личность, мать которой была русской, а отец юристом, оказался настолько любезен, что буквально через три дня после празднования 15-летней годовщины НКР и за две недели до 15-й годовщины РА во всеуслышание заявил, что эта независимость ничего не стоит и что непризнанные государства должны быть возвращены «законному хозяина» – России. Все это особенно обидно для нас, армян, ибо показывает, как на самом деле относится к Армении традиционная (имперская) российская политическая мысль.

Объясним. Абхазия стремится отделиться от Грузии, и общее впечатление таково, что она будет не особенно против присоединения к России. Южная Осетия так или иначе стремится в Россию, поскольку хочет объединиться с Северной Осетией, находящейся в составе РФ. А Приднестровье вообще не является национально-государственным формированием – здесь живут русские и украинцы, просто не желающие находиться в составе Молдовы. И, кстати, ни для кого не секрет, что во всех этих трех конфликтах Россия тайно (а порой и явно) помогала непризнанным республикам.

Что касается Карабаха, то ситуация здесь совершенно иная. Здесь есть во всем родная ей Республика Армения (причем даже не граничащая с Россией), и совершенно непонятно, зачем НКР бороться за выход их состава одного чужого государства – чтобы войти в состав другого? К тому же такого государства, в котором за несколько последних месяцев было убито больше армян, чем погибло при освобождении Шуши.

Но хуже всего традиционная российская политическая мысли считает нас за примитивных папуасов. Им кажется, что стоит лишь сказать несколько слов об исторических армянских территориях, горе Арарат и патриархе Ное, а Карабах назвать Арцахом, – и все: колени у армян подогнутся в восторге и они в качестве царствия небесного примут свой статус форпоста. Тогда как реальность состоит в том, что Россия трижды вмешивалась в судьбу Арцаха (первый раз еще при царе, во второй раз в советские годы и в последний раз – в наши дни), и все три раза решала вопрос в пользу Азербайджана. Реальность состоит в том, что Россия наш «стратегический партнер» – лишь на словах, в действительности же она ведет себя совершенно так же, как крепостник с крепостным. Хочет – перекрывает дороги, забирает за долги то, что больше нравится, и так далее.

Что же касается неразрешенных конфликтов, то очевидно, что здесь России принадлежит серьезная роль. Дело в том, что России совершенно невыгодно, чтобы эти конфликты были урегулированы. Так, например, в нашем случае ясно, что если карабахский конфликт будет урегулирован, то Армения выйдет из-под влияния России и перестанет быть российским «форпостом». И естественно поэтому, что Россия будет делать все, что конфликт этот так и не был урегулирован.

Но в последнее время в России уже видят, что в Армении начали понимать все это. Видят, что в Армении параллельно идут два процесса: растут антироссийские настроения, а процесс урегулирования карабахского конфликта активизируется. Как же предотвратить их, думают в России. И вот устами Владимира Вольфовича посылается «ксива»: «Ни в коем случае, какие еще компромиссы, ведь это же ваши исконные территории, включая и Нахичеван! Ни на что не соглашайтесь, мы рядом с вами!»

В каком смысле они «рядом с нами», мы уже несколько раз испытывали на собственной шкуре. Как правило, там, где Россия оказывалась рядом, вскоре не оставалось уже ни одного армянина. Зато невиданных высот достигает военно-патриотический дух. Разумеется, в рамках лозунга «Навечно с Россией!»