Самое известное из “недобросовестных”- общество “Эребуни Алко”, которое известно производимой им одноименной водкой. Но недобросовестность этого общества выразилась использованием на этикетке своей водки под названием “Снежок” товарной марки “Белуга”. По этому поводу общество “Картаген Алко” предтавило комиссии заявление-жалобу, поскольку именно ему сроком на десять лет по праву собственности принадлежала товарная марка “Белуга”. Комиссия исследовала и выяснила, что по именем “Эребуни Алко” нет зарегистрированной товарной марки “Снежок”. Следовательно, комиссия нашла, что этот шаг “Эребуни Алко” незаконен и может вызвать путаницу у потребителей по отношению к предложенному товару другого хозяйничающего субьекта. За этот шаг “Эребуни Алко” был оштрафован на 100.000 драмов.
Подобная недобросовестная деятельность характеризует и общество “Аргишти”, которое производит и продает водку под названием “Гжель”. Выясняется, что “словесные, изобразительные и цветовые соотношения этой водки вплоть до конфуза уподоблены товарным маркам “Гжелка”, получившей международную регистрацию на двадцать лет в 1993г., принадлежащей по праву собственности российскому обществу “Московский завод Кристалл”. Комиссия оштрафовала и “Аргишти” на 100.000 драмов. Просто напомним нашим читателям, что для “Гжелки” это не первый случай фальсификации. В прошлом году за фальсификацию этой товарной марки комиссия оштрафовала другое общество. И от этого факта создается впечатление, что наши производители водки положили глаз на товарную марку “Гжелка”. Но в этих обстоятельствах создается еще одно впечатление – видимо, на “Гжелку” положил глаз один хозяйничающий субьект, просто какое-то время уподобляя эту товарную марку при производстве и продаже своей водки, а будучи “застуканным” , меняет свое юридическое имя. Возможно, что прошлыми фальсификаторами тоже были собственники “Аргишти”, просто каждый год регистрируют новое общество. В этом смысле не исключается, чтобы товарную марку “Гжелка” сфальсифицировало другое общество. В чем дело, если для регистрации общества необходимы всего лишь 60-70 тысяч драмов. Заплатят, откроют, снова сфальсифицируют. Комиссия снова застукает, оштрафует, но до штрафа фальсификаторы получат свою прибыль. В условиях наличия подобных случаев трудно сказать – конкуренция нашей экономики плохо защищена или наши хозяйничающие субьекты очень гибки? Как бы то ни было.
Комиссия, защищающая конкуренцию нашей экономики, провела исследования и рынков кофе, новых шин пассажирских машин, шоколада и нашла, что здесь недобросовестных конкурентов нет. Однако, комиссия здесь констатировала один интересный и “невинный” факт – самый крупный субьект, ввозящий шины – общество “Мец анив”, которое занимает 30% рынка, и своего соперника, занимающего второе место, превосходит по обьемам на 3,5 раза. В государственных отчетах это общество упоминалось еще раз.
В июле Государственная налоговая служба опубликовала список крупных налогоплательщиков, и это снова бросилось в глаза внушительной суммой своих заплаченных налогов – около 0,5 млрд. драмов. Напомним, что это общество работает под покровительством бывшего руководителя администрации Р,Кочаряна Арташеса Туманяна. Когда А.Туманян был при своей должности, это общество не бросалось в глаза ни своими выплаченными налогами, ни занимаемым на рынке положением. С названием “Мец анив” в основном мы встречались в рекламах. После отставки А.Туманяна название этого общества появилось в различных списках, касающихся крупных хозяйничающих субьектов.
За непредоставление требуемой информации Комиссия по защите экономической конкуренции оштрафовала по 500 тысяч драмов 18 хозяйничающих субьектов, действующих на рынках продажи мебели, профилей, стекла, авиабилетов. То есть, за непредоставление комиссии информации о своей деятельности эти хозяйничающие субьекты оштрафованы. На первый взгляд это обстоятельство кажется нормальным, а последовательность нашей комиссии похвальна. Однако, когда задумываемся, что за 500.000 драмов можно было скрыть, скажем, весь обьем деятельности производителя мебели, убеждаемся, что наша экономика не так уж и защищена. В чем дело, если производитель мебели по цене одного дивана и двух кресел платит штраф и скрывает все свое годовое производство, одновременно увертываясь от платежа налогов. Он может так поступать каждый год.
Может, наши хозяйничающие субьекты очень гибки, если для избежания налогов делают открытия? Значит в той же мере гибка и комиссия по экономической конкуренции, которая каждый год их выявляет, взыскивает 100.000, 500.000 или 1 млн. драмов штрафа и представляет в своих отчетах, сколь много нарушений выявила. Однако под меч этой комиссии никогда не попадают известные обществу – монополисты в области ввоза, а по сему и, имеющие превосходящее положение в обществе. Чтобы доказать свое существование, комиссия при штрафах и наказаниях удовольствуется мелкими обществами. И подобные явления, и каждый год фальсификация товарной марки “Гжелки” доказывает еще раз, что наша экономика вообще не защищена.