Это выяснилось позднее. Подробностями этих сделок уже занимается Главная прокуратура РА. Из прокуратуры передали, что связанные с этим делом пять человек взяты под арест, трое – задержаны, а семеро – в розыске. Причем, один из арестованных – начальник подотдела отдела взысканий территориального Кадастра Давдашена Р.Егиазарян. В результате этих 156 сделок в государственный бюджет не заприходовано 1,5 млрд. драмов. А что произошло в действительности?
Продано 156 земельных участков государственного значения. Кадастр эти сделки зафиксировал. Хозяева всех 156 сделок представили квитанции с соответствующими выплатами. Обычно подобные выплаты выполняются в банках. Но в этом случае выяснилось, что в банках выплачено не столько, сколько было отмечено в квитанциях. Председатель Государственного кадастрового комитета (ГКК) Манук Варданян отметил, что случалось, когда представлялся “чек” на 5 млн. драмов, однако, выяснилось, что в действительности выплачено 5000 драмов. Квитанция на 5 млн. драмов сфальсифицирована. Были случаи, когда не выплачивалось ни одного драма, однако, представлялась квитанция на крупную сумму. И удивительно, что фальсификаторы представляли квитанции только “Армсбербанка” и “Арэксимбанка”, будто бы именно в этих банках делали свои выплаты. Эти сделки выполнялись в основном в конце 2005г. и в первые месяцы 2006-ого, в течение почти полугода. Если вспомните, именно в это время распространились известия о том, что поднимется кадастровая стоимость на землю. В случае 156 сделок выплаты должны были выполняться в этих размерах. В течение этих полугода в отделах Кадастра по поводу фальшивых квитанций не возникало каких-либо подозрений, потому что, по свидетельству М.Варданяна, от действительных они ничем не отличаются. Кроме того, говорят, что Кадастр не правомочен проверять действительность этих квитанций.
“Вернее, мы не имеем того источника, чтобы проверить, сидит ли эта сумма на данном счету, или нет?- говорит начальник регистрационного управления ГКК Акоб Мартиросян.- По поводу правдивости государственных налогов, выплат, ответственность за обеспечение их взыскания носит то лицо, которому даны полномочия по продаже и взысканию налога. Если мэрия или Управление правлением госимуществом продают имущество, ответственность за это несем не мы, потому что не мы продавцы земли. Мы, всего лишь, регистрируем”.
По словам г-н Мартиросяна, они узнали о фальшивости квитанций только после тревожного сигнала одного гражданина. По его мнению, действовала группа преступников, члены которой представлялись гражданину, желающему приобрести в собственность имущество, брали выплаченную в банке сумму, давали ему соответствующую фальшивую квитанцию. Интересно, почему эти выполняющие 156 сделок люди согласились, чтобы вместо них выплаты выполняли какие-то люди? Здесь можно перечислить множество причин, однако, самый вероятный вариант, очевидно, тот, что эти посредники им обещали, что эту сделку они могут “провернуть” за более меньшую сумму. Брали деньги и обманывали. Этот обман не раскрылся бы или раскрылся бы позднее, фактически, если бы этот гражданин не позвонил в Кадастр и не попытался бы проверить, дошла ли его сумма до места, или нет. Проверили и увидели, что сумма не перечислена, и таким образом все раскрылось.
Все 156 сделок осуществлялись в Ереване, львиная доля которых выпала на округи Давдашен и Канакер-Зейтун. Хозяином сделки, или, вернее, продавцом была мэрия Еревана. В Ереване продавались земли государственного значения, которые находились в подчинении у мэрии. То есть эти 1,5 млрд. драмов должны были пойти во внебюджетный счет мэрии, то же самое, что в государственный бюджет. А как случилось, что мэрия около полугода не замечала, что такая сумма не заприходована в его бюджет?
“Да, мэрия и просто методом продажи, и на аукционе продает земли,- говорит начальник финансового управления мэрии Ваге Никоян.- После продажи мы заключаем договор с арендатором, который уже желает купить эту землю. После этого он должен выполнить выплату кадастровой стоимости земли и для фиксации сделки прийти в кадастр. Однако, в ноябре 2005-ого в Земельном законодательстве произошло изменение, где отмечено, что заключение договора обязательно не во всех случаях сделок. А эти сделки выполнялись после законодательных изменений. А поскольку мэрия не заключала договора с покупателем, то и не знала, что находящиеся в ее подчинении земли поданы. Об этих сделках мы не знали, нас не поставили в известность, потому и мы не почувствовали, почему такая сумма не поступила в наш бюджет. Мэрия была вне этих сделок.”.
По тем же законодательным изменениям о зафиксированных сделках Кадастр не обязан представлять мэрии отчет или уведомление. Эта структура данными ему полномочиями приняла за основание квитанции по выплатам и выполнила регистрацию собственности. Получается, что эти две государственные структуры – мэрия Еревана и кадастр действовали в рамках своих полномочий, однако, в результате пострадало 156 граждан, которые каким-то людям выполняли выплаты, которые не поступили в госбюджет. Если преступники не будут раскрыты, и сумма не будет конфискована, то граждане должны снова заплатить, чтобы иметь право на собственность. Пострадала также и мэрия, которая должна была располагать этими суммами. Выиграла группа преступников.
В таком случае, трудно сказать, кроме этой группы преступников, имеют ли свою долю вины три другие участвующие стороны? Одна из сторон – гражданин, приобретающий в собственность землю, который вошел в сделку с какими-то людьми и сумму не лично заплатил в банк. Другая сторона – кадастр, который принимал квитанции, однако, будто бы не проверял их действительность, и, наконец, третья сторона – мэрия, которая, якобы, не знала, что ее земли проданы без ее ведома. Юридическую квалификацию явлению, очевидно, прокуратура даст. Однако, немного трудно поверить тому, что группе людей самостоятельно удалось выудить из госбюджета такие крупные суммы. Откуда они узнали, что эти граждане желают приобрести собственность, или же откуда они знали, что являющийся государственной собственностью данный участок земли подлежит продаже. Думаем, что они просто имели связи с некоторыми работниками мэрии и кадастра. Может “виновны” наши законодатели, которые дали право Кадастру регистрировать собственность только по квитанции, однако, не предложили ни одного варианта об уведомлении мэрии. Не будем спешить и подождем заключения прокуратуры.