Каждый день в Вашингтон прибывает больше делегаций, чем в Нью-Йорк. Это не простой показатель, и речь идет вовсе не о туристах. Это значит, что государственный департамент в Вашингтоне не только не уступает по своему влиянию Организацию Объединенных Наций, располагающуюся в Нью-Йорке, но и далеко превзошел ее. Вашингтон стал Меккой дипломатических отношений, третьим Римом. Государства предпочитают решать свои проблемы не через медлительную бюрократическую машину ООН, непосредственно в Вашингтоне. Последний пример: Израиль получил одобрение только США и немедленно напал на Ливан. Если бы Израиль действовал через ООН, то принятие нужного ему решения наверняка надолго затянули как минимум Россия и Франция.
Именно поэтому визит в Вашингтон означает прямое утрясание ключевых для себя проблем с «Большим братом». Ну а сам «Большой брат» ничего просто так не делает – все имеет свою цену.
Азербайджанская пресса представляет визит Ильхама Алиева в Вашингтон чуть ли не как триумфальный поход. Для большей убедительности приводят даже слова признательности Буша в адрес азербайджанского президента: мол, «оставив приготовления дочери к свадьбе, он приехал встретиться с нами». На деле же американо-азербайджанские переговоры протекали весьма трудно и обошлись Азербайджану очень дорого. Алиев-младший жаждал приехать в Вашингтон с самого момента своего избрания. Детали повестки дня переговоров утрясались почти три года. Согласно мнению аналитиков, Белый дом получил согласие Баку по всем поставленным перед ним вопросам. Это было обусловлено прежде всего двумя обстоятельствами: нефтепровод и Иран. Говорят, что Алиев согласился даже разметить у себя американских морских пехотинцев, попросив лишь, чтобы об это не разглашалось как можно дольше.
Теперь о нашем другом соседе. Президент грузи Михаил Саакашвили давно уже называет Джорджа Буша-младшего «Большим братом» и строит свою внешнюю политику по указкам Белого дома. Ничего плохого в этом грузинские политологи не видят, хотя и опасаются, что в результате Грузия из младшего партнера превратится в американский «форпост» на Кавказе.
Почти три года тянется и подготовка визита в Вашингтон Роберта Кочаряна. Переговоры, начатые еще прежним послом Арманом Киракосяном, сегодня активно продолжает нынешний посол Татул Маргарян. Человек с американским образованием, блестяще владеющий английским и с незаурядными способностями менеджера, Т. Мкртчян ввел работу посольства в новое русло. Он часто бывает в Нью-Йорке, где координирует и деятельность Армена Мартиросяна, полномочного представителя Армении в ООН. После того, как азербайджанцам удалось сунуть в ООН свой проект резолюции, доверие к Мартиросяну несколько упало, и возникла необходимость в большем контроле.
Как бы там ни было, ожидается, что до окончания своих полномочий президент Кочарян все же побывает в Вашингтоне. Однако переговоры до сих пор оказывались неэффективными. Согласно имеющейся у нас информации, американцы ставят перед армянской стороной слишком много предварительных условий. Наши предлагают «визит без предварительных условий», американцы – «визит с согласованной повесткой дня». Что в этой повестке дня, можно только гадать. Это будут договоренности высокого уровня и на несколько лет, причем Армения, согласившись на них, вынуждена будет выполнять их, кто бы ни стоял у руля власти в стране.
С этой точки зрения Армения, может быть и права, особенно учитывая тот факт, что республиканцы с каждым днем становятся все менее популярными. Может быть, целесообразнее было бы дождаться формирования новой администрации? Хотя, с другой стороны, в условиях постоянного развивающихся процессов и многополярного мира излишняя опасливость может привести к противоположному эффекту. Пойти на риск порой бывает нужно и выгодно.