То, что сегодня происходит с курсом доллара, разные люди комментируют по-разному. Власти утверждают, что причина укрепления драма двузначное развитие экономики и увеличение потока международных трансфертов, другие уверены, что в действительности власти и примыкающие к ним олигархи просто нашли легкий способ получения сверхприбылей и перед выборами собирают деньги. Ясно, что комментарии властей не выдерживают какой-либо критики. Но вся задача в том, что искусственная инфляция доллара не только успешная финансовая операция. Это прямое следствие международной изоляции Армении (речь и о политической, и об экономической изоляции). Причем, то же самое происходит во всех областях без исключения, просто курс доллара самый примечательный.
Что происходит фактически? Армянский драм, который за пределами Армении всего лишь обычный клочок бумаги, все время укрепляется, а доллар, который за пределами Армении продолжает оставаться самым уважаемым и распространенным средством уплаты, все время падает в цене. Но ведь то же самое происходит и в других областях. Например, из армянского телеэфира постепенно вытесняется та музыка, которая пользуется уважением во всем мире, взамен телеэфир заполняется таким “песенным искусством”, при слушании которого любой другой, кроме нас, просто покрылся бы мурашками. Или например, при обсуждении карабахского вопроса в нас постепенно обесцениваются основательные международные принципы (“плевательское отношение” к ним считается признаком патриотизма), взамен на первый план вытесняется, скажем, обнаружение в окрестностях Агдама развалин исторического Тигранакерта. Причем, все, немного-немало знакомые с этой областью, знают, что обнаружение Тигранакерта в окрестностях Агдама вовсе не научная сенсация: эта историческая местность известна еще с советских времен под названием “Тарнакят” (это искаженное произношение названия “Тигранакерт”). Выражаясь иначе, поскольку Армения постепенно изолируется от внешнего мира, в Армении неотвратимо должна сформироваться совершенно иная система ценностей, неимущая никакой связи с внешним миром. Именно это сегодня и происходит.
Дело в том, что Армения, как экономическая единица, сегодня “предприятие”, работающее с убытком. Проще говоря, Армения за год больше потребляет, чем производит. “Дотации” поступают из-за рубежа посредством частных трансфертов. И получается, что Армения всего лишь территория, жители которой на средства, поступающие из вне, покупают привезенные из вне продукты. Но не нужно быть экономистом, чтобы понять, что ни одно “предприятие” не может бесконечно существовать на дотации. Иначе говоря, сегодняшнее положение может иметь только два продолжения. Или нужно делать все, чтобы Армения экономически стала “предприятием, работающим с прибылью” (а для этого нужно будет выйти из окружения и интегрироваться в региональные программы), или нужно сделать все, чтобы “потоки дотаций” продолжались. Фактически, власти избрали второй вариант, и пока что существуют, хорошо понимая, что подобное положение, все равно, долго продолжаться не может. А те 30 центов, которые граждане РА теряют за каждый доллар, получаемый из вне, именно та цена, которая уплачивается за международную изоляцию Армении. Причем, эта цена будет постепенно расти, потому что изоляция Армении со временем углубляется (только в течение этого года изоляция углубилась на “три пункта”: ликвидация рынка Садахло, закрытие Верхнего Ларса и проблемы армянского коньяка на российском рынке).
Недавно сельхозминистр РА высказал интересную мысль, которая полностью отображает представления властей о будущем экономики страны. Он заявил, что нужно развивать производство экологически чистой овощной культуры, и невзначай заметил: “конечно, в результате этого цена в несколько раз поднимется…”.Зато туристам это понравится. А как будут существовать граждане РА, никого, естественно, не интересует. Кто не сможет существовать, пусть едет в Россию и оттуда посылает дотации. А в Армении пусть остаются только государственные чиновники и обслуживающий личный состав, жарящий на Библейской родине экологически чистый картофель для туристов.