Летний зной заморозил общественную и экономическую жизнь Армении. В нашей стране август – время тотальных отпусков, когда на полную мощь работают лишь две отрасли экономики – строительство и сельское хозяйство. Разумеется, все это носит сезонный характер. Однако сегодня, глядя за процессами, имеющими место на нашем финансовом рынке, можно констатировать, что с полным размахом работает и Центральный банк. Валюта неуклонно теряет в цене. Курс американского доллара свалился за грань психологического барьера в 400 драмов. Пару недель назад этот процесс еще можно было объяснить событиями на мировых финансовых рынках. Обесценение доллара на мировом и на армянском рынках странным образом совпало. Но с начала прошлой недели доллар на мировых рынках начал расти, тогда как в Армении он продолжает «по инерции» катиться вниз. К этому времени Центральный банк РА опубликовал на своем интернет-сайте «Ведомость Центрального банка РА за май». В этой официальной финансовой публикации можно было бы, наверное, найти какое-то объяснение падения курса доллара. Однако банковские отчеты показывают совершенно иное. Вот уже третий год подряд курс валюты в Армении падает. Судя по этому факту, можно предположить, что банковская система страны должна была претерпеть серьезные изменения. Однако в нашей банковской системе драм по-прежнему продолжает считаться самой рисковой денежной единицей. За кредиты в драмах установлены более высокие проценты, чем за валютные. Согласно ЦБ, в мае банки выдавали юридическим лицам кредиты в драмах со ставкой в 15,5%, тогда как за валютные кредиты требовали 13,9%. Население же вынуждено брать потребительские кредиты только в драмах. Исключительно по той причине, что кредитный метод приобретения бытовых товаров и недвижимости требует банковской регистрации, а значит, в соответствии с законом, оно должна осуществляться в драмах. В результате этого требования и укрепления драма банки получают дополнительную прибыль. Разумеется, за счет берущего кредит гражданина.
Анализ показателя привлечения вкладов доказывает, что в банковской системе операции с драмом считаются наиболее рисковыми. Следовательно, за привлеченные валютные вклады банки устанавливают более низкие процентные ставки, чем за армянский драм. На территории Армении действует 21 коммерческий банк. В мае этого года они привлекали вклады в драмах от юридических лиц 6,5%, в долларах – за 4,5%. Населению также обещано за драмовые вклады больше, чем за валютные – 6,5% взамен 4,7%.
Картина вырисовывается, кажется, вовсе необычная. Обещанные проценты за привлеченные вклады (а проценты эти порой даже превышают указанные) на нашем внутреннем рынке «пожирают» обесценение валюты. В случае с драмом положение иное: день ото дня набирающий вес драм обходится банкам все дороже и дороже. Тем не менее, наши банки предлагают за драмовые вклады более высокие проценты.
Причиной подобной финансовой аномалии многие эксперты считают проводимую в стране финансовую политику. Она по сути своей жесткая.
Правительство и ЦБ строго контролируют драмовый рынок. Многие годы подряд правительство привлекало свободные банковские средства в обмен на государственные облигации. Теперь к этому процессу присоединился и Центральный банк, выпускающий собственные облигации. Благодаря этому и некоторым другим приемам обращающаяся внутри страны драмовая масса становится строго контролируемой. Согласно заранее объявленному графику размещения облигаций, в августе правительство РА и Центробанк выставят на продажу облигации на 4 и 10 млрд драмов. В результате их распределения ровно столько денег, естественно, в драмах, выйдет из обращения. Согласно простой рыночной логике, это приведет только к дальнейшему подорожанию драма. Это, возможно, создаст впечатление, что армянский драм укрепляется благодаря развитию экономики страны. Однако изучение банковской статистики показывает, что как граждане, так и юридические лица предпочитают хранить свои сбережения в банках все-таки в иностранной валюте. Такое недоверие к драму, по мнению многих экспертов, можно объяснить инфляционным процессом. Растущий на первый взгляд драм на деле подвергается инфляции. Официальная статистика объявила в прошлом году, что произошло снижение цен на 0,2%. В этом году официальная статистика утверждает нечто иное. По сравнению с декабрем прошлого года цены выросли на 5,6%. 31-го мая на заседании совета ЦБ РА было констатировано, что показатели инфляции так или иначе соответствуют «сценарию обеспечения целевого показателя максимум 3% в год». Исходя из опыта прошлых лет, можно быть уверенным, что наши статистики, как ЦБ, «нарисуют» двузначную цифру экономического роста и 35-ю инфляцию.
И все же некоторые экономические процессы существенно осложняют эту задачу. Во-первых, уже конец лета, и очевидно, что снижение цен не достигнет ожидаемых масштабов. Хребтом экономики нашей страны является сельское хозяйство. Сельскохозяйственный год был необычным. Лето началось на месяц раньше, да и цены на сельскохозяйственные продукты на рынках высокие. Цены на помидоры, абрикосы, огурцы, мясо и многие другие сельскохозяйственные продукты никогда еще не были в Армении столь высокими. Можно сказать, что родное сельское хозяйство не оправдало надежд финансовых властей. Следовательно, никакие шаги, способствующие укреплению драма, невозможно объяснить желанием сдержать инфляцию. Отрицательное воздействие такого «укрепления» на многие отрасли экономики и сферу быта несравнимо более велико.