Роббер Гедикян родился в Марселе, и именно в Марселе обычно протекает действие его фильмов. Р. Гедикян чрезвычайно реалистично представляет бедные кварталы Марселя. «Для меня очень важно рассказать о том социальном слое, к которому принадлежу и сам», – говорит режиссер. Его герои (а нередко и героини, которых, как правило, воплощает супруга Р. Гедикяна, актриса Ариан Аскарид) – обычные люди: они живут, любят, изменяют и пытаются найти ответы на волнующие их вопросы. Роббер Гедикян вот многие работы работает с одной и той же актерской группой.
Почти во всех фильмах Гедикяна снимаются его супруга, очень интересная и талантливая актриса Ариан Аскарид и актер с армянскими корнями Жерар Мейлан. Такой подход Р. Гедикян считает принципиальным, поскольку образный ряд становится непрерывным и зрители начинают больше доверять героям. «Я хочу, чтобы зритель не мог разобраться, когда актеры играют, а когда – просто живут в кадре», – говорит режиссер. Решение своих проблем его герои ищут собственном внутреннем мире. Самое важное для Гедикяна-режиссера – это вопрос «самости», уникальности человека. И его фильмы «Счастье в деньгах», «Мариус и Жанетт», «Мари Жон и две ее любови», «Прогуливающийся по Марсову полю» (о последних днях жизни президента Франции Франсуа Миттерана), «Мой отец инженер», «В городе все спокойно» подтверждают это.
«В жизни существует лишь одна борьба – это борьба бедных с богатыми», – говорит режиссер. Многие из его героев не желают меняться, даже не жаждут стать богатыми, ибо понимают, что больше потеряют, чем обретут. Вскоре Р. Гедикян приступит к съемкам нового фильма. Действие фильма происходят в Марселе – он расскажет о трех друзьях, которые, вспоминая прошлого, попытаются ответить на вечные и мучительные вопросы. Последний фильм Роббера Гедикяна также о связях прошлого с настоящим.
Уже само название фильма – «Путешествие в Армению» – говорит о том, что история эта – о переосмыслении корней и об Армении. Анна, главная героиня фильма (актриса Ариан Аскарид) вынужденно и неохотно покидает Францию и приезжает в Армению. Она ничего не знает и знать не хочет о родине своего отца, но, прожив несколько дней в Армении, вдруг обретает удивительный душевный покой. В фильме много любовных историй, которые тянутся из глубокого прошлого в настоящее и находят счастливый конец. А для оставившей в Париже мужа Анны такая история лишь намечается. Как заметила в Ереване сама Ариан Аскарид, «моя героиня обретает любовь, но умом понимает, что неспособна любить». Понимая, что стоит на пороге смерти, отец героини предпочитает вернуться на родину и провести остаток дней с женщиной, с которой расстался годы назад. В конце фильма влюбляется и выходит замуж еще одна героиня, роль которой исполняет молодая актриса Шогик Григорян.
«Я снимаю фильмы, не опираясь на спецэффекты и приемы, – говорит режиссер. – Основное ударение делается на мастерстве актеров и поворотах сюжета». Все события фильма происходят в Ереване, действия и обстоятельства подвергаются очень точному и тщательному анализу. Картины богатых кварталов и роскошных ресторанов сменяются буднями людей, живущих в крайней нужде. Мы видим в нем орудующие в Ереване преступные группировки и живописные места Армении, вседозволенность коррумпированных чиновников и беспросветную жизнь бедняков, в поисках лучшей доли готовых покинуть родину. В фильме нет возвышенных патриотических призывов и фальшивых лозунгов. Родина начинается с малого, с мелочей, и об этих мелочах не говорят вслух – о них можно только прошептать, да и то лишь на ухо человеку, который волею обстоятельств стал твоим другом. Несомненно, фон снятого в прошлом году фильма можно счесть несколько анахронистическим , поскольку у сегодняшней Армении уже другие черты. Но люди-то остались прежние – они живут, работают, мечтают о любви и хорошей жизни, тепло вспоминают о своей исторической родине и всегда готовы показать чужакам Масис – как символ Армении.
Фильм «Путешествие в Армению» удостоился специального приза кинофестиваля «Золотой абрикос». Интервью с кинорежиссером Робером Гедикяном состоялось под эгидой спонсора кинофестиваля, компании «Вива Селл».
– Ожидаете ли вы, что фильм «Путешествие в Армению» будет иметь успех в разных странах и окажется интересным не только для армян?
– Я никогда не снимал фильмов для какой-либо нации, я хочу, чтобы мои истории были интересны всем. Даже чисто французские истории я представляю так, чтобы они стали принадлежать всему миру. Снимая фильм «Путешествие в Армению», я хотел рассказать не об армянах, а представить проблему, что такое быть армянином. Хотя фильм о путешествие – это слово стоит даже в названии, – это вовсе не поездка из одной страны в другую, здесь более широкий смысл. Каждый человек, приезжающий в Армению, обретает свою собственную Армению. Фильм я снимал в Армении вовсе не потому, что сам армянин, а потому что считаю Армению перекрестком Запада и Востока. Встречаясь с разными людьми, героиня фильма обнаруживает для себя собирательный облик Армении. Я очень хочу, чтобы фильм стал массовым и народным, то есть, чтобы был понятен всем. Я сам вырос в очень простой семье, мой отец был почти неграмотен и всю жизнь проработал в марсельских доках. Я хочу, чтобы мои фильмы были понятны и таким, людям, как мой отец.
– Желание заново обрести свои корни сегодня актуально в Европе?
– Да, вопрос самоидентификации личности сейчас поднимается очень высоко. В нынешний век глобализации вопрос личности и индивидуальности стоит очень остро.
– В вашем фильме очень подробно описаны, политическая, экономическая жизнь Армении, быт. Может ли фильм помочь армянам проанализировать пройденный Арменией путь?
– Я человек кино и не хочу политизировать действительность. Но в этом своем фильме я решил в некоторой степени проанализировать и показать зрителю политическую жизнь Армении. Хотел показать Армению не только как страну плача, стенаний, трагедии и геноцида, но и доказать, что эта страна, в которой есть любовь. И люди любят друг друга, улыбаются друг другу, чувствуют себя счастливыми на родной земле. Армения живая, живущая страна, которая должна смотреть вперед. И двигаться вперед!
– Вам не кажется, что изображенная вами Армения отличается от сегодняшней Армении?
– Кое-что изменилось, но в основном – нет.
– По фильму очевидно, что вы симпатизируете одному из его героев – генералу Ерванду, который бескорыстно и уповая только на собственные силы, готов поднять Армению на ноги. Вы считаете, что одним энтузиазмом можно добиться многого?
– Конечно, у меня огромная симпатия к таким людям. И в течение всей моей кинематографической жизни словно бы создаю один продолжающийся образ – человека, готового быть рядом со слабыми, помогать им, давать надежду на движение вперед. Изображать таких людей я считают целью своей жизни, которую осуществляю не только в фильмах, но и с помощью своих статей, которые публикую во французских газетах и журналах. Думаю, целью всех интеллектуалов должна быть помощь слабым.
– С какими трудностями вы сталкивались во время съемок?
– Особых сложностей не было. Мы получили разрешение снимать и в Ереване, и на военных аэродромах, и в Хор Вирапе.
– В фильме немало комедийных эпизодов. Помогают ли они лучше представить сложные проблемы?
– Это самый верный подход, и во всем мире действует фактор представления комедийного вместе с серьезным. Комедийные элементы помогают фильму стать любимым для зрителя.
– Тема тоски, ностальгии, кажется, присуща всем фильмам армянских режиссеров.
– Что и говорить, живя в Европе или Америке, каждый армянин берет что-то от своей новой родины, меняются его будни, быт, культура. Но тоска по Армении никогда не затухает в его сердце – даже если он никогда не был в Армении. Хотя я и считаю, что живущие в Америке армяне больше похожи на американцев, чем на армян. Я могу привести пример Франции и с уверенностью сказать, что армяне хотят оставаться армянами.
– Успели ли вы в ходе «Золотого абрикоса» познакомиться с современным армянским кино?
– У меня было очень мало времени, так что ни одного фильма посмотреть не успел, но надеюсь, что через некоторое время посмотрю многие из них.