По прошествии 12-ти лет после войны

18/08/2006 Эдик БАГДАСАРЯН

“С войны никогда не возвращаются. Физически ты можешь вернуться, но духовно никогда не возвращаешься”,- говорит участник Карабахской войны – врач Арцах Буниатян. Он, казалось, нашел дорогу выхода из этого положения – пьет тутовую водку, как говорит сам – кровавую жидкость, и предлагает ее своим посетителям.

Перекидываешься двумя словами с участниками войны и чувствуешь, что они с войны не вернулись и никогда не вернутся. Они живут в этой войне. Воспоминания о войне превосходят все остальные. Иногда – это самые светлые воспоминания.

Магавурец Армен Аванесян, или как говорят в деревне, – Армен даи, всегда сидит задумчивый. Трудно поймать взгляд, всегда смотрит вдаль. Старший сын, который был в отряде их деревни, – один из первых жертв войны. В 1993-ем азербайджанцы взяли деревню. Он перевез семью в Россию, однако не смог там долго оставаться, вернулся в Карабах. Когда Армен даи начал говорить о труднейших днях войны, в его глазах появился блеск. Он начал рассказывать, как в ранце доставлял патроны укрывающимся в лесах отрядам. “Отряд “Оленей” еще был в лесу, пришел Чалян Сергей и сказал, что на той стороне реки Тартар имеем раненых и убитых, не знаем, как пройти. Азербайджанцы закрыли все дороги. Мост взорвали. Пошел, кое-как смогли перенести раненых. Я показывал им дороги, они их знали неважно, а я знаю все дыры. Знал все тропинки, доставлял боеприпасы, потом на лошадях вез продукты”,- рассказывает 71-летний Армен даи.

Когда у Армена даи спрашиваю о возвращении освобожденных земель, он говорит: “Весь мир знает, что кровью взятые земли не возвращают. Об этом не знают только наши руководители”.

Именно в Магавузе, за беседой о войне, один раненый борец за свободу сказал буквально следующее: ”Это почему так пугают Баку-Джейраном? Будет нужно, за день взорвем в трех местах. Им кажется – у нас нет смертников, или потеряв столько друзей, допущу, чтобы с их семьями что-нибудь случилось”? Деревня Магавуз Мартакертского района два раза переходила в руки азербайджанцев. Когда армянские отряды ее освободили, деревенские дома были ограблены и сожжены. Большая часть крестьян вернулась, восстановила дома. После освобождения в Магавузе не было питьевой воды. В ходе последних президентских выборов Аркадий Гукасян посетил Магавуз. Узнав, что, после взятия у азербайджанцев, в деревне нет питьевой воды, удивился и обещал в короткий срок решить эту проблему. “ Вода потечет в деревню”,- сказал во время встречи с крестьянами президент НКР. Один из долгожителей – Альберт, в тот момент бросил реплику: “Медленно пускайте воду, а то снесет”. Конечно, вода до сих пор не включена. Хотя, во время одного из своих посещений то же обещание дал премьер-министр Анушаван Даниелян. Он тоже, конечно, известный специалист по обещаниям. Для ватерлинии Магавуза были необходимы, всего лишь, две тысячи долларов. Для решения таких вопросов у карабахских должностных лиц средств нет, средств государства еле хватает на их зарубежные путешествия. Сегодня задачу ватерлинии пытается решить организация “Азнавур Армении”, будет размещен новый помп и сменены прогнившие участки трубопровода.

www.hetq.am